Укротители огня

Юбилей – это повод говорить хорошие и добрые слова. Работники научно-испытательного комплекса (НИК-101) НИИМаш с удовольствием выполняют эту миссию в канун Дня космонавтики.

Испытание огнём

Строительство производственных корпусов научно-испытательного комплекса началось в 1959 году на скалистом берегу реки Салды. Приказом директора п/я 10 № 168 от 9 ноября 1961 года объединением корпусов 101, 123, 14 и 15 был создан один испытательный комплекс – НИК-101. Всего через несколько месяцев, 17 июня 1962 года, здесь было проведено первое огневое испытание на стенде № 2. Этот день стал неофициальным Днём НИК-101.

Огневые испытания  ракетных двигателей малой тяги на НИК-101

Первые огневые испытания были направлены на выполнение исследовательских работ по программам НИИ-1, связанных с изучением внутрикамерных процессов и динамических характеристик жидкостных ракетных двигателей. Опыт, полученный в ходе первых испытаний на НИК-101, и сейчас востребован сотрудниками комплекса.

В 1963 году комплексу было поручено выполнение ответственного правительственного задания – проведение доводочных огневых испытаний двигателя 8Д419 разработки главного конструктора С.П. Изотова (город Ленинград). Работа была закончена своевременно, двигатель сдан заказчику без замечаний.

Начиная с 1970 года, испытательный комплекс был переориентирован под испытания ЖРДМТ (жидкостных ракетных двигателей малой тяги), проектируемых и изготавливаемых в НИИМаш. В 1971-1975 годах была проведена полная реконструкция и модернизация испытательной базы, введены в эксплуатацию новые хранилища, АБК (административно-бытовой корпус) 101-Б, проведена модернизация стендовых систем, включая создание глубоковакуумного стенда. Это позволило в будущем проводить доводочные испытания и товарные поставки более 30 наименований ЖРДМТ, которые обеспечили работу более 1200 космических аппаратов с реальными сроками активного существования до 15 лет. Двигатели, разработанные и испытанные в НИИМаш, обеспечивали полёт первой в мире долговременной орбитальной станции «Салют» (1971 год), которая стала прообразом для будущих отечественных и международных проектов – станции «Мир» и МКС.

Пультовая. За процессом испытаний ракетных двигателей следят:  (слева направо) Евгений Подковырин, Александр Новиков, Александр Кухта

Реконструкция и модернизация испытательного комплекса в 2004-2014 годах позволила повысить производительность, безопасность проводимых работ с компонентами ракетного топлива, надёжность систем управления и измерения при проведении огневых испытаний.

В начале 2000 годов в НИК-101 провели отработку двигателей нового поколения 11Д458М для разгонного блока «Бриз-М», который был предназначен для выведения космических аппаратов на целевую орбиту. Отработка и доводка двигателей, изготовленных для перелётного модуля и возвращаемого аппарата по программе «Фобос-Грунт», – тоже заслуга НИК-101. Активно ведутся работы по новым темам «Перекись», «Демонстратор», «Луна-ресурс».

В настоящее время НИК-101 продолжает обеспечивать эксплуатацию МКС в части проведения огневых испытаний двигателей 11Д428А-16 для транспортно-грузовых кораблей серии «Союз» – именно они доставляют космонавтов всего мира на орбитальную станцию. 


На сегодняшний день научно-испытательным комплексом 101 проведено более 32 500 огневых испытаний. Для обывателя это немыслимое количество, а для сотрудников 101-го – ежедневный труд, результат которого должен быть качественным на 100 %, потому как от него зависит не только успех полёта космического аппарата на орбите, но и удачная стыковка, а вместе с ней и безопасность космонавтов.

Строительные работы на НИК-101 идут полным ходом

Парень с Донбасса

Так совпало, что Ринат Абдуллин и первое испытание на НИК-101, где он трудится на протяжении 38 лет, – ровесники и в этом году отмечают свой совместный 60-летний юбилей. Хорошее сравнение – «совместный», а главное – точное, когда наблюдаешь, как воодушевлённо, с блеском в глазах, Ринат Муниатуллович рассказывает о своей работе. Если не знать, насколько труден и опасен процесс огневых испытаний ракетных двигателей, то наверняка можно подумать, что речь идёт о любимой девушке. Как тут не вспомнишь Конфуция: «Найди дело, которое тебе по душе, и ты не будешь работать ни одного дня в своей жизни». Надо отметить, что такой философии придерживаются практически все сотрудники испытательного комплекса, с которыми мы успели пообщаться на испытательной площадке.  Ринат Абдуллин знает процесс испытаний от и до         

Сегодня Рината Абдуллина можно смело называть салдинцем, хотя родился он под Донбассом. Окончил Ижевский механический институт по специальности ракетные двигатели и приехал на практику в Нижнюю Салду. 

Практика прошла настолько успешно, что в его судьбе зажглась ещё одна звёздочка.  Под салдинским небом он встретил свою земную любовь и будущую жену.


Космическая аббревиатура человеческой жизни

Начав свою трудовую деятельность в 1985 году сменным инженером сектора испытательных стендов НИИМаш, Ринат Абдуллин дослужился до должности ведущего инженера и был назначен начальником группы. Впоследствии возглавил производственный сектор систем измерения, а с 2019 года по март 2022-го осуществлял руководство всем НИК-101.

В настоящее время, передав бразды правления комплексом Степану Суетину и его заместителю Константину Зорихину, Ринат Абдуллин работает главным специалистом по системам измерения, управления и обработки испытаний.  

По отзывам коллег, Ринат Муниатуллович не только высококлассный специалист и талантливый руководитель, но и человек с большим сердцем.

Под его руководством научно-испытательный комплекс выполнял все работы качественно и в установленный срок. Ринат Абдуллин возглавлял процесс по доработке и отработке стендовых систем и систем измерения и управления. Участвовал в создании новых рабочих мест для обеспечения проведения огневых испытаний с имитацией высотных условий и наземных доработок всей линейки двигателей, производимых НИИМаш. 

Ринат Муниатуллович непосредственно участвовал во внедрении автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП) на стендах НИК-101 и участке сборки и нейтрализации двигателей. Он принимал активное участие в разработке стендовых систем измерения и управления для выполнения работ по различным темам. 

В 2001 году Ринату Абдуллину было присвоено звание «Заслуженный испытатель космической техники», а в 2006 году он получил награду Федерального космического агентства «Роскосмос» – «Знак Гагарина».


Опыт – всему учитель

За 60-летнюю историю работ на НИК-101 сформировался высококвалифицированный и работоспособный коллектив, освоивший сложную технологию подготовки и проведения огневых испытаний. 

Уникальное историческое наследие, бесценный опыт работников НИК-101 вот уже нескольких поколений составляет основу настоящих и будущих достижений испытательного комплекса и вносит весомый вклад в освоение космического пространства, обеспечение обороноспособности и безопасности нашей Родины в столь непростое время. 

С юбилеем вас, ниимашевские испытатели всех поколений! С Днём космонавтики!

Испытательный стенд НИК-101


Автор: Ирина ТАНКИЕВСКАЯ

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Последние новости

19 апреля 17:19

Патрульные группы начали ежедневно контролировать соблюдение правил особого пожароопасного режима в Свердловской области
19 апреля 15:56

Первый заместитель губернатора Свердловской области Алексей Шмыков призвал жителей региона выйти на субботники
19 апреля 11:02

В жизни всегда есть место парусам
19 апреля 11:00

На волне со спортом
19 апреля 08:04

Связующее звено между селом и городом
18 апреля 10:28

Одна порция донорской крови меняет к лучшему сразу четыре жизни.
17 апреля 13:39

Акция «Библионочь-2024» пройдёт в 633 библиотеках Среднего Урала
16 апреля 09:55

Почти 800 тысяч свердловчан определились с выбором объектов благоустройства за месяц с начала голосования
16 апреля 08:27

Мы с тобой одной крови
11 апреля 14:29

Евгений Куйвашев поручил привести в нормативное состояние свыше 400 км региональных дорог в ближайшие три года
Ещё больше новостей

Наши проекты