Земной маршрут, ведущий к звёздам

Для героев этой публикации дорога от дома к АО «НИИМаш» стала своего рода линией судьбы на ладонях профессионального призвания. И этому не стоит удивляться – более 40 лет каждый из них проходит этим маршрутом, порой даже не задумываясь, что пройденные километры описывают орбиту развития отечественного ракетостроения.
    
 Одна судьба – одна дорога
 
Имена Виктора Павловича Компаница и Татьяны Александровны Сухорученко даже без должностей и званий хорошо известны почти каждому сотруднику НИИМаш. Такую публичность определяет их высочайший профессионализм и преданность своему предприятию, вместе с которым они открывали всё новые и новые страницы истории освоения космоса. Точнее сказать не открывали, а были летописцами этой самой истории, чтобы оставить, говоря словами известной песни, свои следы на тропинках далёких планет.
Как знать, может в будущем так оно и будет. А в настоящем времени можно говорить определённо, что герои этой публикации уже оставили свои «следы» на дорогой их сердцу планете «НИИМаш». А она, в свою очередь, с благодарностью называет имена своих первооткрывателей и сегодняшних сотрудников, занесенных в Книгу почёта Научно-исследовательского института машиностроения.
В канун юбилея предприятия мы посчитали необходимым предоставить им слово, чтобы услышать рассказ этих замечательных людей о себе в контексте трудовой деятельности в АО «НИИМаш».
 
Курс доллара по НИИМашевски
 
Первым нашим собеседником стал заместитель директора по экономике и финансам Виктор КОМПАНИЦ.
В прошлом году Виктор Павлович отметил сразу два юбилея: своё 65-летие и 40-летие с того дня, когда он, выпускник УПИ по специальности инженер-экономист, в качестве молодого специалиста был направлен на НИИМаш. Это и есть времяисчисление главных событий его жизни, которое привело нас к ещё одной дате – юбилею АО «НИИМаш».
 – Сорок с лишним лет – это тот временной отрезок, который позволяет мне считать себя частью истории НИИМаш, – рассуждает Виктор Павлович. – На всём его протяжении моя память делала пометки на самых ярких страницах этой удивительной книги судьбы. Их достаточно много, открывай любую, и перед тобой возникают картины из прошлого, наполненные глубоким смыслом событий и чувств.
Первая из них, пожалуй, самая яркая в прямом смысле этого слова. Это случилось, когда я попал на испытания двигателя второй ступени ракеты-носителя «Энергия». Находясь в подземном бункере, я услышал нарастающий гул и ощутил, как колышутся стены и земля под ногами. Это была колоссальная мощь! Но не она меня впечатлила сильнее всего. За 600 секунд испытаний я вдруг понял, что нет предела человеческих возможностей, если мы в состоянии управлять такой мощью. С этой мыслью я сроднился на долгие годы, осознавая свою причастность к большому и очень важному делу.
Хочется верить, что те уникальные проекты освоения космического пространства, разработанные в советские времена, не останутся просто эхом, а станут базовой основой для новых научных разработок. Поверьте, за последние десятилетия ничего более фундаментального и надёжного в мире не придумано, и то, что создано в советские времена было и остаётся классикой отечественного ракетостроения.
Самый тяжелый период  пришёлся на 90-е годы, когда всеми правдами и неправдами мы пытались сохранить людей и  производство. Трудное время проверяло нас на прочность, и мы выстояли, чтобы с честью продолжить научные и трудовые традиции ниимашевцев. 
Но особую гордость я испытал лет 10 тому назад, когда посмотрел научно-фантастический триллер голливудского режиссера Альфонсо Куарона «Гравитация». Представляете, на экране всему миру показывают стыковку космических аппаратов, где крупным планом обозначена работа наших двигателей малой тяги в космическом пространстве. Я смотрел на работу наших двигателей, ощущая непередаваемую гордость за свой труд, за труд своих коллег и за свой НИИМаш!
Сегодня мы находимся в преддверие его юбилея, который встречаем с уверенностью в своих силах и возможностях на перспективу. Достаточно сказать, что мы продолжаем поставлять двигатели малой тяги по всем существующим проектам. Более того, мы являемся титульными участниками проекта по созданию космического корабля многоразового использования «Орёл», где будут задействованы 30 ниимашевских двигателей причаливания и ориентации, а ещё в 14-ти двигателях управления спуском при посадке будут применяться наши клапаны.
Как экономист, не могу умолчать об одном очень значимом экономическом факторе наших двигателей. Он достаточно любопытен: если стоимость одного нашего двигателя составляет около 7 млн. рублей, то американские аналоги оцениваются в 600-800 тысяч долларов. Вот вам и экономический показатель нашей работы!
Пользуясь случаем, хочу поздравить своих замечательных коллег с полукруглым юбилеем НИИМаш. 65 лет по человеческим меркам – возраст достаточно солидный, чтобы иметь славные традиции, и они у нас есть. Главная из них – трудовая, когда своим умом и руками мы создаём уникальный продукт для космической отрасли. Надеюсь, что и дальше АО «НИИМаш» сохранит за собой место лидера в своей сфере деятельности отечественной космической промышленности.
 
По распределению на «остров сокровищ»
 
Ещё один Почётный сотрудник АО «НИИМаш» – Татьяна СУХОРУЧЕНКО. О её возрасте мы умолчим, а вот о производственной деятельности, которую иначе чем преданным служением своему предприятию не назовёшь, умолчать трудно.

– На предприятие я попала по распределению как молодой специалист, – рассказывает Татьяна Александровна. –  Когда прошло первое волнение, я открыла для себя удивительный мир НИИМаш, где работа в радость, а отношения в коллективе чем-то похожи на семейные, такие же простые и добрые. Неудивительно, что, отработав положенные по договору три года, я не раздумывая осталась в Нижней Салде. Так этот город стал моей новой родиной, а предприятие – вторым домом.
Сегодня, по прошествии многих лет, а могу с уверенностью говорить и о везении при распределении, и о взаимопонимании, которое встретила в коллективе, и даже о счастье, которое испытываю, занимаясь любимым делом.
Моя зона ответственности – участие в проектировании и разработке испытательного оборудования и работа с технологическими документами. Насколько это важно в системе производства изделий для космической отрасли, думаю, объяснять не надо. Признаюсь, что по началу испытывала некоторое напряжение, осознавая цену самой, казалось бы, незначительной неточности в документах. Со временем пришла уверенность и осталось со мной навсегда. Это обстоятельство позволило мне стать руководителем сектора, хотя по характеру я больше исполнитель, чем организатор. Возможно, именно поэтому тщательно слежу за состоянием оборота документов, лично проверяя содержание каждого.
Сегодня в коллективе я считаюсь ветераном, но это обстоятельство меня ничуть не смущает. К нам приходят молодые сотрудники, и очень приятно видеть в них увлечённых и заинтересованных своей работой ребят. Выступая в роли наставника, я с удовольствием передаю им свой опыт. Оказывается, можно легко найти взаимопонимание с молодёжью, если разговаривать с ней на одном языке.
Может, кто-то посчитает меня приверженцем старых традиций, но, как мне кажется, в нашей жизни всё происходит по спирали, возвращая лучшее, чтобы заменить им недостатки сегодняшнего дня. А кто сказал, что комсомольские принципы выстраивания отношений в трудовом коллективе не проявляются сегодня в деятельности молодёжных организаций. Тот же душевный порыв, направленный на трудовые свершения и создание условий для насыщенной и интересной жизни. НИИМаш в этом плане мне представляется, островом сокровищ человеческого ума, таланта и здравого смысла, способного использовать бесценный опыт прошлого для созидания своего будущего. Всех с праздником, и пусть в сердце каждого ниимашевца не угасает огонь свершений и гордость за свою причастность к этим свершениям! 
 
«Городской вестник» присоединяется к этим поздравлениям и с чувством глубокой признательности говорит: «С юбилеем тебя, НИИМаш!».
 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Наши проекты