DataLife Engine > Культура > Притяжение небес

Притяжение небес

Иконописцы из Санкт-Петербурга вот уже месяц трудятся над преображением храма Александра Невского в Нижней Салде.

Крепкие строительные леса устремляются ввысь, под самый купол храма. Несмотря на их устойчивость и крепость, забираться по ним непросто, но это только первые несколько пролётов. Потом – будто вырастают крылья, и ты уже словно взлетаешь. Это ощущение объяснить сложно, но иконописцы, которые трудятся под самым сводом, его подтверждают.

– Храм Александра Невского в Нижней Салде прекрасен, у него есть душа. Видно, что он спроектирован руками талантливого архитектора. Когда работаешь здесь, ощущаешь лёгкость, свободу, иконы пишутся легко и непринуждённо, а это, поверьте, случается не во всех церквях и храмах, – рассказывает иконописец Максим Кораблёв (на верхнем фото).

Удивительно, как история, закручиваясь по спирали, порой возвращает нас к началу. В 1902 году роспись в храме выполнял студент Петербургской академии художеств, а позже всемирно известный художник Владимир Кузнецов. И в наши дни, спустя 120 лет, в храме вновь трудится выпускник Петербургской академии художеств – молодой и талантливый иконописец Максим Кораблёв. Помогает ему не менее одарённый художник Виктор Сухоруков. За их плечами роспись стен в Ново-Тихвинском женском монастыре Екатеринбурга, Курском Свято-Троицком монастыре, в храме Святого Саввы в Белграде. 

– Перед тем как приступить к росписи в храме Александра Невского, мы создавали и утверждали эскизы. Важно не просто изобразить лики святых, а работать канонично, соблюдая так называемую программу росписи. Что это значит? В каждом конкретном храме есть свои почитаемые святые. Нам известно, что в храме А. Невского копировались росписи святых из московского храма Христа Спасителя, поэтому мы отталкивались от этой концепции и выбирали сюжет, который органично вольётся в общую иконописную композицию салдинского храма. Конечно, было бы проще работать, если знать, какие святые ранее были изображены под куполом и на барабане храмового свода, но, к сожалению, эта информация нам неизвестна, – говорит иконописец Виктор Сухоруков.   


За массивными строительными лесами иконописные работы скрыты от прихожан. Однако «Городскому вестнику» всё же удалось увидеть эти творения одному из первых. 

– Под сводом купола мы изобразили облик Господа Вседержителя, держащего в руках открытую Библию, надпись на странице которой гласит: «Я – свет миру, кто следует за мной, тот никогда не будет во тьме». Чуть ниже, на плафоне храма, по кругу изображены Архангелы. Роспись ведётся акриловой темперой – современной краской, – поясняет Максим Кораблёв. – Эскизные работы для барабана купола ещё не утверждены. В любом случае там будут лики святых. Все работы мы планируем завершить к началу осени.

Дел впереди ещё много, но предстоящий объём ничуть не пугает иконописцев. Они знают: их труды – это свет для всего православного мира.



В иконописи есть свои термины. Элементы иконы называются «палатки» (здания), «горки» (пейзаж), «фигуры» (изображения святых), «лики» (лица).
Считается, что чрезмерная красота вредит иконе, отвлекая от внутреннего содержания. Здесь используется строгий язык цвета: основной – золотой, он символизирует свет, благодать, присутствие Бога. Белый означает чистоту, простоту и праведность. Синий и голубой – бесконечность неба, стремление к Богу. Красный – огонь, животворную энергию, победу жизни над смертью. Зелёный – цвет природы, жизни, вечного обновления. Чёрный и коричневый несут негативный смысл и используются реже. Цвета в иконописи никогда не смешиваются, а накладываются один на другой.





Вернуться назад