DataLife Engine > Культура / Статьи > В администрации Верхнесалдинского городского округа открылась экспозиция творческих работ нашего земляка Народного художника РСФСР Евгения Ивановича Гудина, посвящённая 100-летию со дня его рождения

В администрации Верхнесалдинского городского округа открылась экспозиция творческих работ нашего земляка Народного художника РСФСР Евгения Ивановича Гудина, посвящённая 100-летию со дня его рождения

В здании администрации Верхнесалдинского городского округа открылась экспозиция творческих работ нашего земляка Народного художника РСФСР Евгения Ивановича Гудина, посвящённая 100-летию со дня его рождения. 


Дорога длиной в жизнь 

Внимание к творчеству художника в его родном городе  понятно и объяснимо. Человек нелёгкой судьбы, оставшись сиротой в раннем  возрасте, он познал и пережил голод, холод, трудовые колонии, детские дома. Но в его сердце не угасала искра творческого восприятия мира, зажжённая в раннем возрасте именно в Салде. Подтверждением тому может служить запись в рабочем дневнике художника. Вот она: «Сколько себя помню, я свою жизнь ассоциировал с дорогой: то размытой осенними дождями, то пылящей по просёлкам, то издающей стук вагонных колёс. Но мне повезло в одном – моё детство и юность прошли среди удивительной природы, которая обступала со всех четырёх сторон маленький городок Салда, где жили трудолюбивые и приветливые люди. Дух того удивительного времени вошёл в мою память на долгие годы, подпитывая сердце добром, заставляя думать и творить». 

Действительно, необычный и сложный жизненный путь этого человека не укладывается в рамки стандартных искусствоведческих монографий. Он не рисовал с детства и не окончил вуз – на его юношеские годы пришлась война. Но это не помешало, а, может быть, и помогло Евгению Гудину стать известным художником.

Он  родился 19 апреля  1921 года в рабочем посёлке Верхняя Салда. Когда Евгению было полтора года, умерла мать, а вскоре не стало и отца. Предоставленный самому себе, он с группой таких же сорванцов отправился путешествовать по стране. Многое повидал и пережил: голод, холод, трудовые колонии, детские дома. 

Впервые Евгений попробовал рисовать в Свердловском детском приёмнике в 1936 году, чтобы сохранить свою привязанность к живописи навсегда.   

Судьба Евгения Ивановича не была лёгкой, как, впрочем, у большинства его ровесников. По-новому понял и оценил значение слов «родные места», когда в 1936 году вернулся в Салду. Он с теплотой вспоминал, как внимательно к нему отнеслись в то время в Салде и направили на учёбу в ФЗО.

Получив специальность слесаря-инструментальщика, Евгений поехал работать в Пермскую область, но мечта поступить в Свердловское художественное училище не покидала. К сожалению, там  не было общежития и стипендии, поэтому пришлось довольствоваться  Красноуфимским педагогическим училищем. 

22 июня 1941 года студент третьего курса Евгений Гудин отправился с друзьями в поход в Кунгурскую пещеру. После увлекательного путешествия узнал о начале войны и сразу пошёл в военкомат, где его зачислили курсантом лётного училища. Окончил Челябинскую военно-авиационную школу стрелков-бомбардировщиков и в 1942 году был отправлен на фронт. Служил в разведке, не раз бывал в тылу врага, выходил из окружения, а после тяжёлой контузии лежал в госпитале. 

Но на этом его боевой путь не закончился. После излечения в 1944 году Евгений был направлен в авиационную часть в Иран. Здесь он увидел новые пейзажи природы: днём нестерпимо жгучее солнце, от которого трескалась земля, а ночи были чёрно-густые, длинные и холодные.

Война наверняка сократила молодость, но зато обернулась зрелостью духа, напружинила и внутренне выпрямила характер, выявила  желание защитить всё человеческое в себе и в других.                                        

Демобилизовался Евгений Гудин в 1945 году. Вернулся домой с наградами: «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией».  


Художник по призванию души

После длительного перерва сложно было снова учиться, но вместе с тем появилось осознанное стремление к знаниям и тяга к творчеству. В 1946 году Евгений окончил педагогическое училище и в этом же году представил на суд зрителей свои первые картины. Именно тогда живопись захватила Гудина настолько, что он принял окончательное решение стать художником. 

В 1947 году давняя мечта сбылась – он  стал студентом Свердловского художественного училища. 

В 1949 году он впервые побывал  в музеях Москвы и познакомился с произведениями знаменитых русских художников. 

После окончания училища в 1952 году для Гудина началась самостоятельная творческая жизнь, полная поисков и сомнений, достижений, а порой и срывов. Постоянная  упорная работа кистью и карандашом, у мольберта или над листом бумаги, стала повседневным занятием Евгения Ивановича, до краёв заполняя всю его жизнь.    

Главная тема творчества Гудина в 50-60-х годах – земля и люди. В ней кристаллизовались впечатления разных лет и находили выражение глубокая любовь к природе и высочайшее уважение к труженикам земли.  

Итог первому этапу творчества художника подвела картина «Верба цветёт», на которой изображена  уральская горная красавица – река Чусовая в пору весеннего пробуждения природы. Картина принесла художнику большой заслуженный успех, и сейчас это произведение хранится в  Государственной  Третьяковской галерее. 

В 1958 году Евгений Гудин был принят в члены Союза художников. Тема «земля и люди» звучит во многих его картинах: «На пашне», «Октябрь», «Всходы». 

Волею времени шестидесятые годы вовлекли художника в «суровый стиль». И внешне его работы действительно соответствовали таким рамкам. Пейзажи могучих широт Севера, Камчатки, Якутии, монументальные и величественные.  Но какими бы безлюдными они порой ни казались, в них всегда ощутимо человеческое присутствие. Чаще всего это присутствие скрыто и молчаливо, пытливо и настороженно.

От картины к картине расширяется и одновременно углубляется содержание пейзажей Евгения Ивановича. Однако новые, всё обогащающиеся впечатления не могли отодвинуть тень от, может быть, главного в жизни художника – памяти огненных лет. Тема Великой Отечественной войны нашла своё отражение в работах: «К своим», «Солдатки. В годы войны», «Деревья встанут вновь», «Отделение сержанта Гудина на марше».  

Война. Смерть. Жизнь… Для художника Гудина это не просто слова. Он знает их в лицо, узнаёт в жесте, в камне, в человеческом шаге по земле. Вот почему для него главной заботой стало успеть сделать не только то, что радует, но и то, что печалит. «Война обострила чувство ответственности за сохранение всего живого на земле. Я видел раны войны, и это вошло в мою память навсегда»,  –  напишет позже художник в своём дневнике.  

В 1970 году уроженцу города Верхняя Салда Евгению Гудину присвоено звание «Заслуженный художник РСФСР». Он – участник многих выставок, его произведения хранятся в Государственной Третьяковской галерее, в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, в музеях Воркуты, Тюмени, Комсомольска-на-Амуре, Якутска.

В 1986 году Евгений Иванович получает звание «Народный художник РСФСР». Жизнь художника как всегда, бурлит. Кажется, что он успевает везде и всюду: семья, друзья, творческие командировки, выставки, общественная работа. И даже смерть застала художника в дороге – 3 марта 1991 года –  при подготовке второй персональной выставки, когда он возвращался домой из Качканара.


У родных истоков

И вот 19 апреля, в день 100-летия нашего выдающегося земляка, по инициативе сотрудников Верхнесалдинского краеведческого музея и лично Ирины Танкиевской, Верхняя Салда стала первым городом, с которого начался большой цикл  публичных мероприятий, посвящённых памяти Евгения Ивановича Гудина. Заслуга Ирины Николаевны ещё и в том, что на открытии экспозиции присутствовали почётные гости – дочь и внучка художника: Ирина Евгеньевна Лутошкина и Анна Сергеевна Монахова. Они и стали главными действующими лицами встречи, наполнив её словами воспоминаний и демонстрацией работ Евгения Гудина, хранившихся в  семейных архивах. Кстати, сегодняшняя деятельность Анны Монаховой, как и её дедушки, связана с изобразительным искусством – она искусствовед Уральского архитектурно-художественного университета.

– Я помню карту Советского Союза, которая хранилась в доме,– поделилась воспоминаниями Анна Сергеевна. – На ней красными флажками были обозначены места, где дедушка побывал. Особенно много их размещалось в северной части страны, словно его притягивала к себе суровая красота этих краёв. Скорее всего, это так и было. Сахалин, полярный Урал, Таймыр, Курилы, Чукотка – вот неполный перечень его творческих интересов.  Этюдник (его друг и товарищ) всегда был рядом, с ним дедушка не расставался никогда. В каких только сложных ситуациях он не оказывался: тонул в болоте, замерзал на Арктическом побережье. Но сила духа, закалённая войной и многочисленными  экспедициями, позволяла выживать. Безусловно, всё это дополняло романтику его души, чтобы отразиться в  творчестве. Любой его этюд – это не копирование  картинки, созданной природой, а художественный образ. 
Особое место в его творчестве занимают жанровые работы, хотя их не слишком много. Чаще всего они обращены к теме войны и, как правило, несут в себе сложный эмоциональный колорит, основанный на личных переживаниях. В этом плане показательны две его картины: «К своим» и «Деревья встанут вновь». Если на первой воссоздана военная ситуация, в которой оказался он сам, то вторая картина несёт большой философский смысл возрождения жизни. Неслучайно на переднем плане – женщины-матери, высаживающие молодые деревца на фоне обгоревших стволов. И это очень символично.
 

Самый приятный момент настал, когда к микрофону подошла дочь художника Ирина Лутошкина. Выразив благодарность организаторам встречи, она преподнесла в дар Верхнесалдинскому краеведческому музею несколько авторских работ народного художника и… этюдник своего отца. Тот самый, которого Евгений Гудин считал «другом и товарищем» во всех своих творческих экспедициях.      





Вернуться назад