DataLife Engine > Новости > Научить летать подранка

Научить летать подранка

Детский дом. Казалось бы, простое и даже тёплое название, но сколько противоречивого смысла таят в себе эти два слова. Здесь особый мир – мир раненого детства, где поднять на крыло каждого подранка стоит огромного труда, любви и заботы. 
 
 
У каждого времени свои Чебурашки
 
Для Веры Васильевны ЧУСОВИТИНОЙ каждый её воспитанник – страничка история собственной жизни. В этом я успел убедиться, когда вместе с ней разглядывал архивные фотографии, сделанные в разные годы в детском доме, где она проработала почти полвека. Как тут не поставишь после цифры 50 восклицательный знак! А между тем в памяти моей собеседницы живы интересные факты, связанные с лицами на фотографиях:
– Здесь мы на Первомайской демонстрации. А это во время встречи с выпускниками, вон того мальчика слева зовут Гена, по характеру такой же добрый и внимательный, как одноимённый персонаж из мультфильма про Чебурашку. Ребятишки его так и звали – Крокодил Гена, а он ничуть не обижался… 

Вот в такие добрые человеческие воспоминания мы погружались каждую минуту нашего общения. Где теперь этот Первомай и эти замечательные мультфильмы… Но жить ностальгией о прошлом не в правилах Веры Васильевны, как она сама заметила: «У каждого времени свои Чебурашки». За свою многолетнюю работу воспитателем она успела побывать вместе с ребятишками и в эпохе социализма с его общенародным равенством, и в виртуальном времени интернета. Но в любом случае мир детей, лишившихся родителей или их попечения, оставался её миром, а страна, которая, воспитывала в этих детях чувство любви и патриотизма – её Родиной.
 
Выходила на берег Катюша…
 
 Родилась я в посёлке Басьяновский, куда были во время войны эвакуированы родители, – рассказывает о себе Вера Васильевна. – Посёлок был достаточно перспективный, с развитой инфраструктурой. О Нижней Салде я, конечно, знала, но не думала, что этот город станет для меня родным.
Всё случилось после окончания Нижнетагильского педагогического училища, когда меня распределили на работу в Нижнесалдинский детский дом. Тогда мне исполнилось 18 лет. Мои коллеги были значительно старше, но таких душевных и понимающих людей мне раньше встречать не приходилось. С их помощью всё как-то быстро встало на свои места, и я с головой окунулась в работу.
Сначала меня поставили на группу мальчишек в возрасте 10-12 лет. Думала, не справлюсь, но благодаря наставнику Людмиле Ильиничне мне удалось найти взаимопонимание с ребятами. Дети были на полном государственном обеспечении, что выделяло детдомовцев из основной массы ребятишек: одинаковые серые пальто, шапки, обувь. Не думаю, что это воспринималось детьми как благо. Особенно это относилось к девочкам, которые хотели одеваться нарядно. Я решила им помочь, так мы стали что-то шить, делать незатейливые украшения.
Мальчишек в основном интересовал футбол, хоккей и силовая гимнастика, которую сейчас называют воркаут. Так мне пришлось приобщиться к спорту, познавая его нюансы, чтобы быть на одной волне со своими воспитанниками.
Но самое главное, что всех нас объединяло – это воспитание патриотизма. 

О подходах и методах патриотического воспитания, которые применяла Вера Чусовитина, стоит сказать особо. Утреннюю зарядку ребята сначала выполняли под музыку военных песен и маршей, записанных на магнитофон. Затем появились новые носители и современные композиции известных исполнителей. Действие представляло собой своеобразный флешмоб, который заряжал энергией и оставлял в сознании чувство личной причастности к судьбе своего Отечества. Был даже случай, когда один мальчик, чтобы быстрее заснуть, тихонько убаюкивал себя песней «Катюша».
А ещё были рассказы, которые слышала Вера Васильевна от своей мамы, санитарки военного госпиталя, и, конечно, её фронтовые фотографии.
Всё это было настолько понятно и доступно, что стало ежедневной потребностью для воспитанников детского дома. Вот так, словно упавшие в согретую солнцем землю, зёрна добра и патриотизма давали всходы в юных сердцах. А это, пожалуй, и есть главный итог деятельности воспитателя и друга. Вы не ослышались, для ребятишек, лишённых родительской заботы, слово «друг» обретало смысл жизненной опоры. И эту опору многие из них видели в своём воспитателе.
 
Земное ощущение высоты
 
– Не скажу, что все мои воспитанники добились в жизни больших достижений, но этого, если смотреть на вещи объективно, и не могло быть, – подводит некий итог своей профессиональной деятельности Вера Васильевна. – Я реалист и прекрасно понимаю, что жизнь этих ребят в большей степени состоит из преодоления трудностей, которые с детства были уготованы им судьбой. Я дала им всё, что было в моих силах, значит, совесть моя чиста. Среди моих бывших воспитанников есть успешные предприниматели и высокообразованные люди, но, к сожалению, есть и такие, кто не справился с жизненными обстоятельствами. Но последних единицы. Главное помнить, что и из гадкого утёнка может вырасти прекрасный лебедь.

Реалистичность взглядов Веры Васильевны и её откровенность – это, пожалуй, и есть то самое проявление человеческой способности взять в руки подранка, вернуть ему способность летать и отпустить в бескрайное небо. А уж высоту своего полёта пусть каждый определяет сам…



Вернуться назад