DataLife Engine > Новости > Портрет, написанный всемирно известным художником

Портрет, написанный всемирно известным художником

Двести дней и ночей на берегах Дона и Волги, а затем у стен Сталинграда
и непосредственно в самом городе продолжалась ожесточённая битва,
которая стала символом героизма и мужества советских солдат.

ДАЛЕКОЕ И НЕСКОНЧАЕМОЕ ЭХО
Сколько бы ни было снято фильмов, написано книг и статей про Сталинградскую битву, их всё равно будет мало, чтобы реально ощутить всю подлинность тех событий. Да и как оценить героизм сотен тысяч советских воинов, павших в кровопролитном сражении, и чем измерить горе миллионов семей, получивших похоронки с короткой фразой «пал смертью храбрых в боях за Сталинград»?
Оказывается, можно и понять, и измерить, причём не по фильмам и книгам, а по семейным альбомам в истёртых и пожелтевших от времени переплётах. Достаточно их открыть, и эхо великого Волжского сражения донесётся до берегов Камы и Иртыша, Амура и Енисея…Нижняя Салда не стала исключением в этом списке человеческой памяти о Сталинградской битве.
сегодня мы знаем о многих подвигах защитников Сталинграда, знаем имена героев, отмеченных высокими наградами. Но разве в меньшей степени достойны славы и памяти все те, кто, не щадя своей жизни, выстоял и победил в этой кровопролитной битве?!
 Есть у русского воинства очень точное выражение «Один в поле не воин», следуя которому общий исход сражения определяет коллективная духовно-нравственная сила и самоотверженность бойцов. Вот и получается, что победе под Сталинградом мы в равной степени обязаны каждому из 84 салдинцев, участвовавших в Волжской операции.
Об одном из них – гвардии старшем лейтенанте Алексее ГОЛИЦЫНЕ – наш рассказ, который мы поведаем вместе с заведующей музеем НСМЗ Мариной Упоровой.
– Исторические факты и документы, по которым можно судить о жизни и судьбе участника Сталинградской битвы Алексея Николаевича Голицына, я обнаружила во время одной из исследовательских экспедиций к его сыну Валерию Алексеевичу в рамках пополнения музейных
экспонатов о металлургическом заводе, – рассказывает Марина Анатольевна. – Рассматривая семейные архивы Валерия Голицына, я обратила внимание на портрет, выполненный обычным карандашом. На нём изображён мужчина в офицерской форме, а внизу дата «25.04.1943 год». Вместо подписи автора лаконичная надпись: «N-фронт».

Так началась история, связанная со Сталинградской битвой и судьбой одного из её участников. И чтобы её продолжить, обратимся к тем самым историческим документам.
ТРЕУГОЛЬНЫЕ ПИСЬМА ВОЙНЫ
Судя по дате на рисунке, он сделан уже после разгрома фашистов у стен Сталинграда. Значит, старший лейтенант Голицын прошёл через этот огненный вал смертей и утрат целым и невредимым.
С волнением читаю записку, сопровождающую рисунок:
«Дорогая Лидочка! Привет с фронта. Посылаю тебе «фото-рисунок». Рисовал один из моих красноармейцев в свободную минуту, которыми сейчас могу располагать. Рисунок почти похож, а что не похоже, можно мысленно дополнить. Фотографий, конечно, здесь нет. Твою настойчивую просьбу прислать фото по возможности исполню. С приветом! Крепко целую, твой Лёша. В день рождения моего дорогого сына Лерочки тысячу раз его целую в его курносый носик. 26 апреля 1943 года».

Стоит пояснить, что Лерочка – это и есть Валерий Алексеевич, единственный сын офицера-артиллериста, отстоявшего Сталинград. Родился Валерий 30 апреля 1940 года и даже не успел как следует запомнить своего отца, ушедшего добровольцем защищать Родину, своих любимых – жену Лидию и его, Лерочку.
В период обороны Сталинграда писем в село Нижний Турек, где перед войной проживала семья Голицыных, не приходило. Оно и понятно: кровопролитные и яростные бои шли практически без передышки. Да и не слишком многословным становился Алексей Николаевич, когда речь заходила о страшных или трагических событиях, хотя и работал до войны директором школы.
Вместе с присланным рисунком появилась надежда. Но, увы, после Сталинграда был Курск, откуда вместо обещанной фотографии в дом пришла похоронка… Переживая горе невосполнимой утраты, Лидия с сыном вернулась на свою малую родину, в Нижнюю Салду. Но перед самым отъездом она получила треугольный конверт с фронта. В нём – небольшая записка от незнакомого бойца.
Вот дословное её содержание:
«Самого Алексея Николаевича мне не пришлось увидать в последние минуты жизни. Но от него остались полевая сумка, подсумок, офицерская планшетка и ремень. Все они были в
крови. Кобуры и пистолета не было. Полагаю, что он был ранен, и его могли забрать санитары или красноармейцы. В планшетке я обнаружил ваше фото и адрес, по которому и сообщаю всё, что мне известно о вашем муже. С приветом, ваш незнакомый товарищ Смирнов».

Это всё, что осталось у Лидии в память о муже. Так мало, чтобы ощутить в полной мере женское счастье, и так много, чтобы стать сильной и непреклонной перед трудностями и невзгодами «сталинградского рубежа» своей жизни. Жаль, конечно, что не осталось в семейных архивах фотографии Алексея Николаевича Голицына в форме офицера Красной Армии, но зато остался его портрет, написанный известным на весь мир художником – советским солдатом, отстоявшим Сталинград.



Вернуться назад