Человек, рисующий счастье
"Человек, рисующий счастье" - это про Елену НАЗАРЫЧЕВУ, инженера-конструктора ВСМПО, преподавателя изобразительного искусства высшей категории, члена Международного Союза художников-педагогов. Про ту самую Елену, которую невозможно представить вне творчества, чем бы она ни занималась. Про ту самую Елену, которая в не самый успешный период своей жизни открыла школу рисования для всех желающих. Про ту самую Елену, которая в далёком городе встаёт в «Бессметный полк», написав на простом листочке дорогое имя своего деда – участника войны. Про ту самую Елену, любая встреча с которой – как глоток свежего воздуха в жаркий день. Про ту самую Елену, которая дала интервью «Городскому вестнику», «сидя на чемоданах» – за несколько часов до отъезда в отпуск – на Байкал.
– Говорят, человек поёт, когда он счастлив. А когда человек рисует?
– На этот счёт есть китайская народная мудрость: устал – рисуй цветы, злишься – рисуй линии, грустишь – нарисуй радугу! Когда тебе одиноко, начни рисовать, ты и не заметишь, как твоё состояние улучшится уже в момент замешивания красок. Когда ты весел и счастлив… начни рисовать! И совсем не важно, что рисовать, гораздо ценнее, с каким настроением ты передаёшь свои эмоции бумаге. Одним словом, рисуй, когда у тебя всё хорошо, рисуй, когда хочешь, чтобы у тебя было всё хорошо.
– В каких случая человеку обязательно стоит сесть за мольберт?
– Рисование – это терапия, в этом я уверена. Оно может отвлечь от дурных мыслей, иногда помогает найти правильное решение, узнать самого себя, свои желания. Рисовать можно что угодно: пейзажи, предметы, людей, мечты, космос или просто сочетать друг с другом цветовые пятна, а можно наслаждаться изяществом линий обычного простого карандаша.
– Для тебя уроки рисования, которые ты организуешь в своей студии, – это бизнес или реализация себя как педагога?
– Бизнес – это попутно: на материалы, на реализацию некоторых творческих идей нужно зарабатывать. В первую же очередь, уроки, которые я провожу для тех, кто никогда не рисовал, это отклик на потребность салдинцев творить. Я очень рада, что в нашем городе много таких людей. И моя ответственность быть «проводником» в нарисованную реальность. А чтобы всё это получилось, я училась и учила. Художник учится всю жизнь. Педагогом же надо родиться, наверное, это дар. Мне он передался по наследству: бабушка учитель химии, мама педагог, я – третье поколение, а моя старшая дочь Лиза – четвёртое педагогическое поколение в нашей семье. В этом году она оканчивает педагогический университет и тоже будет художником-педагогом.
– Сколько примерно людей прошли через твою студию? Как часто пришедшие однажды возвращаются?
– Специально не считала, но порисовало человек 500, может, больше, половина приходят снова, а наблюдают в соцсетях за нашим творчеством уже 988 человек, и это не «накрученные подписчики», они настоящие.
– Какие картины ты подбираешь для уроков?
– Сюжеты могут быть разные: пейзажи, натюрморты, иногда мы копируем Великих, иногда вдохновляемся красивыми фотографиями. Но основные принципы при выборе референса: первое – успеть нарисовать за 3 часа, второе – успех должен быть у каждого.
– Есть безнадёжные ученики?
– Я таких не встречала. Хотя, некоторые про себя так думают, но они просто еще не всё про себя знают.
– Были у тебя и взрослые ученики, и дети. С кем интереснее и с кем сложнее?
– Не могу однозначно ответить. Взрослые превращаются в детей на пятой минуте занятий, и мы, бывает, просто дурачимся. А дети иногда учат меня больше, чем я их, за что я очень им благодарна!
– Лена, ты – мама, жена, хозяйка дома с большим огородом. И где тут место творчеству?
– Может, у меня не сильно требовательная семья… Они любят, когда я достаю мольберт. Возможно, любят потому, что в это время я их не сильно «достаю» (шутка!). А если серьёзно, то мы все творческие, со своими интересами, поэтому научились уважать, принимать друг друга со всем личным «багажом», не мешая друг другу развиваться.
Думаю, что человеку искусства очень важно «подкармливать» внутреннего творца, развивать его. Аудиокниги, лекции, путешествия – всё работает на эту цель. А когда человек внутренне наполнен эмоциями, новыми знаниями и впечатлениями, то и в будничной жизни время работает на него. Творческие идеи помогают обустроить дом, организовать семейное дело. Обычно получается два в одном: если огород, то необычной формы; если декор дома, то делаем витраж всей семьёй. Итог радует всех. Мама, которая посвящает себя любимому делу, поймёт увлечение своих детей и супруга, поддержит, поможет и им развиваться.
– Вечер. Ты – в студии, где учишь рисовать. Муж дома. Сердится?
– Нееет! Он поддерживает, интересуется, помогает с организацией пространства, иногда даже рисует со мной. Да и ему есть чем заняться дома, и времени сердиться у него нет.
– Сколько времени ты проводишь у плиты? И каким блюдам обрадуются все домашние без исключения?
– У нас хорошая традиция – ужинать дома всем вместе, мы друг друга ждём. Я прихожу и готовлю ужин, заодно и обед на следующий день, потому что и обедаем мы тоже дома. По выходным пеку блины, сырнички – им рады все. Люблю летом делать домашний адыгейский сыр, его тоже любят все, в том числе и мои коллеги.
– А можно сказать, что ты разгадала секрет семейного счастья?
– Я в процессе разгадывания. Жизнь настолько многогранна, что рецепт счастья всегда требует обновления.
– Как ты уже сказала, старшая дочь – будущий преподаватель изобразительного искусства. И младшая – София проявляет талант, правда, не в изобразительном, а музыкальном искусстве – осваивает флейту. Творчество на генетическом уровне или это плод родительских усилий?
– Тут и то, и другое. Старшая рисует очень выразительно с раннего детства, я, конечно, поддерживала всегда любое её творчество. Мы можем говорить с ней об искусстве бесконечно. Сейчас она увлечена диджитал-артом, а я в этом пока не сильна.
Младшая взяла свою порцию «музыкальных» генов от моего папы, он у меня был музыкантом, играл, мне кажется, на всех инструментах, и иногда водил внуков на свою работу, где играл им на рояле. Представляете, какие впечатления это производило на самую младшую... а теперь, возможно, флейта – это плоды тех впечатлений.
– Сейчас твоя работа – это больше технические процессы – конструирование каких-то будущих изделий из титана со строгими технологическими параметрами и задачами. Есть здесь, где развернуться художнику?
– Это графика! Линейная графика или 3D-графика. У меня есть такой подход: прежде чем начать моделировать в программе, я представлю всё в голове, иногда делаю набросок карандашом на бумаге, чтобы понять деталь. И когда всё красиво – значит, будет работать. Мне помогают коллеги в технических вопросах, объясняют, как происходят процессы на производстве, за что я им очень благодарна, это вдохновляет. А когда есть вдохновение, то хочется творить и создавать уют том в месте, где приятно находиться. Так, к новому году в нашей дирекции открылась моя персональная выставка, в которую вошли 10 работ, выполненных в 2023 году. Приглашаю посмотреть.
А если вернуться к моим функциональным обязанностям, то я чувствую себя на пути к званию художника-фантаста, проектирующего и придумывающего изделие, которого до сих пор не было. Неспроста термин такой есть – техническое твоооорчествоооо.
Задача, которая перед тобой ставится, действительно находится в строгих технических рамках. Так ведь и поиск художника ограничен холстом. Но не оттенками красок, которые создаст и уложит на него художник!
– Говорят, человек поёт, когда он счастлив. А когда человек рисует?
– На этот счёт есть китайская народная мудрость: устал – рисуй цветы, злишься – рисуй линии, грустишь – нарисуй радугу! Когда тебе одиноко, начни рисовать, ты и не заметишь, как твоё состояние улучшится уже в момент замешивания красок. Когда ты весел и счастлив… начни рисовать! И совсем не важно, что рисовать, гораздо ценнее, с каким настроением ты передаёшь свои эмоции бумаге. Одним словом, рисуй, когда у тебя всё хорошо, рисуй, когда хочешь, чтобы у тебя было всё хорошо.
– В каких случая человеку обязательно стоит сесть за мольберт?
– Рисование – это терапия, в этом я уверена. Оно может отвлечь от дурных мыслей, иногда помогает найти правильное решение, узнать самого себя, свои желания. Рисовать можно что угодно: пейзажи, предметы, людей, мечты, космос или просто сочетать друг с другом цветовые пятна, а можно наслаждаться изяществом линий обычного простого карандаша.
– Для тебя уроки рисования, которые ты организуешь в своей студии, – это бизнес или реализация себя как педагога?
– Бизнес – это попутно: на материалы, на реализацию некоторых творческих идей нужно зарабатывать. В первую же очередь, уроки, которые я провожу для тех, кто никогда не рисовал, это отклик на потребность салдинцев творить. Я очень рада, что в нашем городе много таких людей. И моя ответственность быть «проводником» в нарисованную реальность. А чтобы всё это получилось, я училась и учила. Художник учится всю жизнь. Педагогом же надо родиться, наверное, это дар. Мне он передался по наследству: бабушка учитель химии, мама педагог, я – третье поколение, а моя старшая дочь Лиза – четвёртое педагогическое поколение в нашей семье. В этом году она оканчивает педагогический университет и тоже будет художником-педагогом.
– Сколько примерно людей прошли через твою студию? Как часто пришедшие однажды возвращаются?
– Специально не считала, но порисовало человек 500, может, больше, половина приходят снова, а наблюдают в соцсетях за нашим творчеством уже 988 человек, и это не «накрученные подписчики», они настоящие.
– Какие картины ты подбираешь для уроков?
– Сюжеты могут быть разные: пейзажи, натюрморты, иногда мы копируем Великих, иногда вдохновляемся красивыми фотографиями. Но основные принципы при выборе референса: первое – успеть нарисовать за 3 часа, второе – успех должен быть у каждого.
– Есть безнадёжные ученики?
– Я таких не встречала. Хотя, некоторые про себя так думают, но они просто еще не всё про себя знают.
– Были у тебя и взрослые ученики, и дети. С кем интереснее и с кем сложнее?
– Не могу однозначно ответить. Взрослые превращаются в детей на пятой минуте занятий, и мы, бывает, просто дурачимся. А дети иногда учат меня больше, чем я их, за что я очень им благодарна!
– Лена, ты – мама, жена, хозяйка дома с большим огородом. И где тут место творчеству?
– Может, у меня не сильно требовательная семья… Они любят, когда я достаю мольберт. Возможно, любят потому, что в это время я их не сильно «достаю» (шутка!). А если серьёзно, то мы все творческие, со своими интересами, поэтому научились уважать, принимать друг друга со всем личным «багажом», не мешая друг другу развиваться.
Думаю, что человеку искусства очень важно «подкармливать» внутреннего творца, развивать его. Аудиокниги, лекции, путешествия – всё работает на эту цель. А когда человек внутренне наполнен эмоциями, новыми знаниями и впечатлениями, то и в будничной жизни время работает на него. Творческие идеи помогают обустроить дом, организовать семейное дело. Обычно получается два в одном: если огород, то необычной формы; если декор дома, то делаем витраж всей семьёй. Итог радует всех. Мама, которая посвящает себя любимому делу, поймёт увлечение своих детей и супруга, поддержит, поможет и им развиваться.
– Вечер. Ты – в студии, где учишь рисовать. Муж дома. Сердится?
– Нееет! Он поддерживает, интересуется, помогает с организацией пространства, иногда даже рисует со мной. Да и ему есть чем заняться дома, и времени сердиться у него нет.
– Сколько времени ты проводишь у плиты? И каким блюдам обрадуются все домашние без исключения?
– У нас хорошая традиция – ужинать дома всем вместе, мы друг друга ждём. Я прихожу и готовлю ужин, заодно и обед на следующий день, потому что и обедаем мы тоже дома. По выходным пеку блины, сырнички – им рады все. Люблю летом делать домашний адыгейский сыр, его тоже любят все, в том числе и мои коллеги.
– А можно сказать, что ты разгадала секрет семейного счастья?
– Я в процессе разгадывания. Жизнь настолько многогранна, что рецепт счастья всегда требует обновления.
– Как ты уже сказала, старшая дочь – будущий преподаватель изобразительного искусства. И младшая – София проявляет талант, правда, не в изобразительном, а музыкальном искусстве – осваивает флейту. Творчество на генетическом уровне или это плод родительских усилий?
– Тут и то, и другое. Старшая рисует очень выразительно с раннего детства, я, конечно, поддерживала всегда любое её творчество. Мы можем говорить с ней об искусстве бесконечно. Сейчас она увлечена диджитал-артом, а я в этом пока не сильна.
Младшая взяла свою порцию «музыкальных» генов от моего папы, он у меня был музыкантом, играл, мне кажется, на всех инструментах, и иногда водил внуков на свою работу, где играл им на рояле. Представляете, какие впечатления это производило на самую младшую... а теперь, возможно, флейта – это плоды тех впечатлений.
– Сейчас твоя работа – это больше технические процессы – конструирование каких-то будущих изделий из титана со строгими технологическими параметрами и задачами. Есть здесь, где развернуться художнику?
– Это графика! Линейная графика или 3D-графика. У меня есть такой подход: прежде чем начать моделировать в программе, я представлю всё в голове, иногда делаю набросок карандашом на бумаге, чтобы понять деталь. И когда всё красиво – значит, будет работать. Мне помогают коллеги в технических вопросах, объясняют, как происходят процессы на производстве, за что я им очень благодарна, это вдохновляет. А когда есть вдохновение, то хочется творить и создавать уют том в месте, где приятно находиться. Так, к новому году в нашей дирекции открылась моя персональная выставка, в которую вошли 10 работ, выполненных в 2023 году. Приглашаю посмотреть.
А если вернуться к моим функциональным обязанностям, то я чувствую себя на пути к званию художника-фантаста, проектирующего и придумывающего изделие, которого до сих пор не было. Неспроста термин такой есть – техническое твоооорчествоооо.
Задача, которая перед тобой ставится, действительно находится в строгих технических рамках. Так ведь и поиск художника ограничен холстом. Но не оттенками красок, которые создаст и уложит на него художник!
Вернуться назад