В жизни всегда есть место парусам
Он стоял на берегу пруда, задумчиво наблюдая, как у самых ног шелестел галькой прибой. Знакомое с детства и волнующее сердце чувство не покидало его. Да и не могло покинуть, ведь все его мысли были созвучны с голосом прибоя и бесконечной водной гладью, над которой расправил крылья парус его мечты…
Все по-разному проводят время после работы. Кто-то, быстро управившись с домашними делами, погружается в чтение книг, кто-то упоённо щёлкает пультом телевизора, перемещаясь с канала на канал, кто-то устремляется на беговые дорожки или дорожки бассейна, кто-то с друзьями – «по пивку»… А Александр Смирнов каждый вечер после рабочей смены в научно-производственной компании «НТЛ» идёт в судомодельную мастерскую, где его ждут мальчишки разного возраста, но с одинаковым желанием построить корабль, лодку или парусник. Построить, а потом пустить его на воду и в роли капитана провести его по большой воде.
В один из таких вечеров в судомодельную мастерскую заглянул «Городской вестник», и познакомился не только с самим Учителем, но и его воспитанниками.
Александр Юрьевич «заболел» строительством кораблей, когда ему было 10 лет. Увидев чертёж модели в журнале «Юный техник», он не мог ни о чём думать, пока не попал в судомодельный кружок, где и началась большая история будущего чемпиона. Да-да! Александр Смирнов, скромный труженик небольшого производства в провинциальном городе, мастер спорта международного класса по судомодельному спорту!
Он побеждал на Чемпионатах Европы и Кубках Мира, изготовленные и управляемые им модели первыми пересекали финишные ленточки на Кубках России и региональных турнирах. Принимая приглашение на соревнования, Александр знает, что при любом результате он не получит более высокого звания – более высоких просто не существует. Но он всё равно едет к большой воде, как сам шутит, «из любви к искусству». Едет, потому что не мыслит своей жизни без капитанского мостика, расположенного на берегу, без общения с такими же азартными мастерами судомоделизма, без новостей из этого удивительного мира рождения кораблей или судов.
Нынешние ученики Александра Юрьевича пока на пути к большим достижениями своих флотов. Но и они уже начали писать свою личную историю побед. Например, Тимофей Постников, занимающийся у Смирнова четвёртый год, успешно выступал на областных соревнованиях и на Кубке страны.
Переехав из ДЮЦа на площади частного предпринимателя, Александр сохранил дружеские отношения с коллегами по Центру, как и с преподавателями школы № 9 «Мыс Доброй Надежды», где с момента организации кадетского корпуса начинал работать учителем труда с судомодельным уклоном (сам бог велел в таком учебном заведении) и вёл уроки изготовления кораблей.
– Уверен, что помнят наши занятия Володя Урусов, Василий Архипов, Павел Кузнецов. Это ученики, которыми можно гордиться. Они показывали отличные результаты! Кстати, моделирование – это такое удивительное творчество, в которое может увлечь человека в любом возрасте.
Судомоделирование называют одним из самых сложных видов технического творчества. Даже само сочетание слов «техническое» и «творчество» предполагает наличие у человека разный способностей. Читать чертежи и просчитывать размеры деталей – это технические навыки. Вообразить свой будущий корабль и сделать его не только устойчивым, но и красивым – это творчество. Подключить модель к аккумулятору и заставить слушаться пульта управления – это знание физики. Поднять вовремя паруса и направить катамаран точно в ворота на воде – это спортивная выдержка. И так далее. А у Александра Смирнова при всех этих качествах и умениях есть ещё одно – уметь найти единомышленников и заинтересовать их развитием этого вида технического творчества. Благодаря такой заинтересованности у наших судомоделистов есть 3D-принтер, небольшой токарный станок, удобные стеллажи и компьютер, книги и журналы, которые помогают учителю раскрывать своим ученикам секреты и технологию изготовления моделей, основы регулировки судов и их испытания на воде.
Это техническая сторона дела. Но в мастерской Александра Смирнова ещё и море романтики, океан невероятных историй о парусниках и крейсерских яхтах, о фрегатах и линкорах. И о чести, конечно, о товариществе и братстве, о верности присяге и преданности Своему кораблю. Возможно, в этом и есть главное предназначение Мастерской, которая, к счастью, есть в Верхней Салде, и в которую каждый вечер после работы спешит Александр Смирнов, умеющий строить суда и щедро передающий это умение своим юным согражданам.
Все по-разному проводят время после работы. Кто-то, быстро управившись с домашними делами, погружается в чтение книг, кто-то упоённо щёлкает пультом телевизора, перемещаясь с канала на канал, кто-то устремляется на беговые дорожки или дорожки бассейна, кто-то с друзьями – «по пивку»… А Александр Смирнов каждый вечер после рабочей смены в научно-производственной компании «НТЛ» идёт в судомодельную мастерскую, где его ждут мальчишки разного возраста, но с одинаковым желанием построить корабль, лодку или парусник. Построить, а потом пустить его на воду и в роли капитана провести его по большой воде.
В один из таких вечеров в судомодельную мастерскую заглянул «Городской вестник», и познакомился не только с самим Учителем, но и его воспитанниками.
– Это так классно – видеть, как сделанное тобой судно не тонет, а уверенно движется по воде! Вот из-за это чувства мне и нравится заниматься судомоделизмом у Александра Юрьевича, – поделился Иван Кузьмин, ученик школы № 2, который в этот вечер мастерил рыбацкое судно.
Похожее находится и в работе у Артёма Сабакаева, четвероклассника второй школы. Маленький судостроитель ловко обрезал лишнее с корпуса будущей лодки, иногда обращаясь с вопросом к мастеру, постоянно напоминающему мальчишкам о том, как правильно держать инструмент.– Судомоделизм воспитывает немало полезных качеств – это и усидчивость, и терпение (иногда приходится несколько раз переделывать практически готовую модель, начиная с нулевого цикла), командных дух, проявляющийся на соревнованиях. Но один из самых важных навыков, что важно для пацанов, это умение работать руками и правильно обращаться с инструментом. Некоторых мальчишек родители привели ко мне ради этой науки, – уточнил Александр Смирнов, чей опыт судомоделизма исчисляется более сорока годами.
Александр Юрьевич «заболел» строительством кораблей, когда ему было 10 лет. Увидев чертёж модели в журнале «Юный техник», он не мог ни о чём думать, пока не попал в судомодельный кружок, где и началась большая история будущего чемпиона. Да-да! Александр Смирнов, скромный труженик небольшого производства в провинциальном городе, мастер спорта международного класса по судомодельному спорту!
Он побеждал на Чемпионатах Европы и Кубках Мира, изготовленные и управляемые им модели первыми пересекали финишные ленточки на Кубках России и региональных турнирах. Принимая приглашение на соревнования, Александр знает, что при любом результате он не получит более высокого звания – более высоких просто не существует. Но он всё равно едет к большой воде, как сам шутит, «из любви к искусству». Едет, потому что не мыслит своей жизни без капитанского мостика, расположенного на берегу, без общения с такими же азартными мастерами судомоделизма, без новостей из этого удивительного мира рождения кораблей или судов.
Нынешние ученики Александра Юрьевича пока на пути к большим достижениями своих флотов. Но и они уже начали писать свою личную историю побед. Например, Тимофей Постников, занимающийся у Смирнова четвёртый год, успешно выступал на областных соревнованиях и на Кубке страны.
– Однажды, когда я был маленьким, мне попалась книжка о морских судах, и с тех пор я много читаю о кораблях, моделях, о технологии их изготовления и историях знаменитых капитанов. Родители, зная об этом увлечении, записали меня на занятия в Центр детского творчества, где раньше вёл занятия Александр Юрьевич, – рассказал Тимофей.
В Детско-юношеском центре Александр Юрьевич проработал немало лет в качестве педагога дополнительного образования. И всё там было замечательно, за исключением нескольких обстоятельств. Первое – это закрытие кружка на весь период летних каникул, а это самое активное (а на Урале и единственное) время практических занятий на воде и высокий сезон соревнований. Второе – невероятный объём отчётностей и формализма, которыми страдает не только дополнительное, но и общее образование. Переехав из ДЮЦа на площади частного предпринимателя, Александр сохранил дружеские отношения с коллегами по Центру, как и с преподавателями школы № 9 «Мыс Доброй Надежды», где с момента организации кадетского корпуса начинал работать учителем труда с судомодельным уклоном (сам бог велел в таком учебном заведении) и вёл уроки изготовления кораблей.
– С огромной теплотой вспоминаю Владимира Постникова, вечная ему память, страстного любителя яхт, человека очень талантливого и интересного. Он и меня пытался «завербовать» в ряды яхтсменов. Позвал попробовать. Я был уверен, что как только возьму в руки шкоты и румпель, так и пойду под парусом легко и весело – все азы управления я тщательно изучал, когда делал подобные модели. Но! В первую же секунду получил по голове гиком и остался навсегда в настоящих кораблях, лодках и яхтах в роли пассажира, – поделился Александр.
О «Мысе Доброй Надежды» мы ещё раз вспомнили в этот вечер. Одним из мальчишек, которые старательно мастерили каждый своё судно, самым шустрым и разговорчивым оказался Стёпа по фамилии Кудря – внук Татьяны Вениаминовны Кудря, на чью судьбу выпало организовывать, открывать, развивать, то есть отправлять в большое плаванье очень необычную для нашей сухопутной территории школу – школу морских кадетов. Степан бабушку старается не подвести и внимательно осваивает науку моделирования. Пока мы находились в мастерской, он взял телефон только один раз, чтобы ответить на смс. И, к слову, это был вообще единственный раз, когда мы увидели телефон у воспитанников. Два часа без гаджета! Это ещё один замечательный нюанс занятия созданием моделей судов.– Сейчас мы боремся с постоянным сидением детей за мобильниками. Когда-то такими кружками, как судомодельный, подростков вытаскивали из подвалов, – констатирует мастер.
Да, каждое время диктует свои актуальные задачи. Но в какое бы время и при каких бы условиях человек ни погружался в моделирование, оно его не отпускает. Даже если ты уже не строишь корабли, ты найдёшь время, чтобы достать из гаража давнишнюю модель и запустить по глади пруда.– Уверен, что помнят наши занятия Володя Урусов, Василий Архипов, Павел Кузнецов. Это ученики, которыми можно гордиться. Они показывали отличные результаты! Кстати, моделирование – это такое удивительное творчество, в которое может увлечь человека в любом возрасте.
Судомоделирование называют одним из самых сложных видов технического творчества. Даже само сочетание слов «техническое» и «творчество» предполагает наличие у человека разный способностей. Читать чертежи и просчитывать размеры деталей – это технические навыки. Вообразить свой будущий корабль и сделать его не только устойчивым, но и красивым – это творчество. Подключить модель к аккумулятору и заставить слушаться пульта управления – это знание физики. Поднять вовремя паруса и направить катамаран точно в ворота на воде – это спортивная выдержка. И так далее. А у Александра Смирнова при всех этих качествах и умениях есть ещё одно – уметь найти единомышленников и заинтересовать их развитием этого вида технического творчества. Благодаря такой заинтересованности у наших судомоделистов есть 3D-принтер, небольшой токарный станок, удобные стеллажи и компьютер, книги и журналы, которые помогают учителю раскрывать своим ученикам секреты и технологию изготовления моделей, основы регулировки судов и их испытания на воде.
Это техническая сторона дела. Но в мастерской Александра Смирнова ещё и море романтики, океан невероятных историй о парусниках и крейсерских яхтах, о фрегатах и линкорах. И о чести, конечно, о товариществе и братстве, о верности присяге и преданности Своему кораблю. Возможно, в этом и есть главное предназначение Мастерской, которая, к счастью, есть в Верхней Салде, и в которую каждый вечер после работы спешит Александр Смирнов, умеющий строить суда и щедро передающий это умение своим юным согражданам.
Вернуться назад