Все чаще можно увидеть информацию о том, что люди стали жертвами мошенников, которые звонят и представляются сотрудниками банка. И количество таких случаев растет очень стремительно. Если в 2017 году в стране было зафиксировано 160 тысяч жалоб, то за 2019 год их поступило уже 2,5 миллиона.
В ряде случаев звонившие представляются сотрудниками банков, либо высокопоставленными сотрудниками правоохранительных органов, поясняющими людям, что на их имя пытаются оформить кредит, выясняя при этом реквизиты банковских карт.
Используя данную схему, 2 октября текущего года, уговорив одного из жителей города о необходимости оформить кредит, введя его в заблуждение относительно истинных намерений, убедили его перевести денежные средства по указанным ими реквизитам, в результате чего завладели денежными средствами на сумму свыше 1 миллиона рублей.
3 октября 2020 года следователем полиции возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ – мошенничество в особо крупном размере, по делу начато предварительное расследование.
Мы решили еще раз проинформировать вас о том, почему это происходит, какие методы используют мошенники, и как не стать их жертвой.
На самом деле для того, чтоб не попасть на крючок телефонных мошенников достаточно запомнить и всегда использовать очень простые правила.
- Если вам звонят и представляются сотрудником банка, с которым вы не работаете (не имеете в этом банке кредитов, вкладов, карт) – сразу, не задумываясь, кладите трубку.
- Если человек представился сотрудником вашего банка – ответьте, что вы сами сейчас перезвоните в банк. Если с вами согласятся и скажут, что будут ждать вашего звонка, значит все хорошо. Если вас начнут отговаривать или торопить, утверждая, что дело очень срочное, значит это наверняка мошенники. В любом случае, не отвечайте ни на какие вопросы и не передавайте никаких данных. Завершите разговор, запишите номер телефона, с которого поступил звонок, и перезвоните в свой банк по номеру телефона указанному на обратной стороне карты, либо на официальном сайте. Представьтесь и сообщите о поступившем звонке. Если вам действительно звонили из банка, вас переключат на нужного оператора, и вы спокойно решите возникший вопрос. В противном случае вас переключат на службу безопасности, где вы сможете сообщить номер телефона звонившего. Это вероятно поможет пресечь мошеннические действия, по крайней мере, с данного номера.
Запомните! Полную безопасность может гарантировать только ваш исходящий звонок в банк!
Почему же такой вид мошенничества получил большое распространение?
Все дело в его простоте. Мошеннику не нужны никакие дополнительные средства или технические навыки. Ему достаточно телефона и умения убеждать. Хотя некоторые используют и дополнительные средства. Например, в разговоре может быть слышен шум, имитирующий работу кол-центра.
Как же мошенники заставляют людей переводить им деньги?
Как ни странно, обычно мошенники используют тот факт, что человек боится стать жертвой мошенников. Обычно они представляются сотрудниками службы безопасности банков, ведут себя уверенно, используют банковские термины. Как правило, вам сообщают о подозрительных переводах, якобы выполненных с ваших счетов. Затем, угрожая, что вы можете потерять свои сбережения, или призывая вас помочь вычислить мошенников, стараются получить от вас нужные им данные. Зачастую они просят перевести деньги на «безопасный» счет. Порой они угрожают заморозкой счетов и даже уголовной ответственностью, которая может наступить, если вы не предоставите им нужные данные.
Один из наших подписчиков прислал пример такого разговора.
Мне сказали, что моя карта временно заблокирована из-за подозрительной транзакции и срочно просят мои данные для отмены операции, иначе деньги пропадут. Что мне делать?
Банк действительно может накладывать ограничения на подозрительные транзакции. Правда блокировка действует не на весь счет, а на конкретный перевод. Банк дает два дня на подтверждение или отмену такого перевода. Если же вас торопят – это наверняка мошенники. В таком случае просто используйте инструкцию в начале статьи. Лично перезвоните в банк и проясните ситуацию. Если факт блокировки действительно имеет место, у вас будет достаточно времени чтоб спокойно принять решение.
Какие данные можно передавать по телефону?
Тут ответ очень прост. Никакие! При входящем телефонном разговоре нельзя сообщать даже количество ваших карт, не говоря уж о дате выпуска карты, CVV или одноразовых СМС-паролях. Любые данные могут предоставить мошенникам доступ к вашим счетам. Так количество оформленных в банке карт и другая подробная информация может быть использована сотрудниками банка при идентификации вашей личности в разговоре. Соответственно человек, владеющий этой информацией, может позвонить в банк от вашего имени и, например, попросить изменить привязанный к карте номер телефона. После чего он без труда сможет перевести ваши сбережения на нужный ему счет.
Настоящий сотрудник банка может запросить вашу личную информацию только в исходящем от вас разговоре, для идентификации вашей личности!
Но мне звонят с номера банка, разве это не гарантирует, что звонят из банка?
К сожалению нет. Операторы связи предоставляют услуги по замене номера. Эта опция необходима крупным компаниям для того, чтоб у вас отображался единый корпоративный номер при звонке от любого сотрудника. Этой опцией пользуются и мошенники. Единственной гарантией попадания на нужный номер будет ваш исходящий звонок.
Но мне назвали мои персональные данные. Как они могли оказаться у мошенников?
Утечки персональных данных в сеть происходят постоянно. Для мошенников не составит труда получить такую базу данных. Кроме того, мы и сами оставляем в сети отличный след.
Мошенники постоянно совершенствуют свои тактики, но пока инструкция, описанная нами в начале статьи, работает и гарантирует вашу безопасность!
Сейчас мы собираем список вопросов для отправки в ПАО Сбербанк. Если вы хотели бы задать свой вопрос касаемо телефонного мошенничества, пишите его в комментариях.
комментариев