Задумывались ли вы когда-нибудь, почему улица, на которой вы живёте, так называется? Каждая улица особенна по-своему, в названии каждой – историческое наследие. Но есть в Нижней Салде две особенные улицы – Шульгина и Малютина. Они названы в честь наших земляков-салдинцев, героев Великой Отечественной войны.
Улица моего героя
Редакция «Городского вестника» всегда трепетно относится к истории. Наши журналисты с особой теплотой рассказывают о событиях прошлых лет, уделяя этой теме особое внимание. Именно поэтому на протяжении последних двух лет мы выступаем организаторами акции «Дом со звездой». Ежегодно идею поддерживают юные волонтёры города. Благодаря их стараниям поблёкшие на деревянных домах звёзды, когда-то появившиеся в честь участников Великой Отечественной войны, вновь «зажигаются» ярким пламенем.
В этом году акция приняла новые масштабы и получила название «Улица моего героя». И вновь к участию присоединились дети: волонтёрский отряд школы № 5 «Эдельвейс» и волонтёрский отряд «Дети как дети» из Социально-реабилитационного центра. История и настоящее сплелись в одно целое, создав крепкую неразрывную нить.
Тем более что перед подростками стояла задача не только покрасить звёзды на домах, но и напомнить жителям этих улиц о жизни и подвиге наших земляков-героев – Шульгина Леонида Максимовича и Малютина Ивана Алексеевича. Ребята совместно с педагогами изготовили буклеты-письма, чтобы раздать их жителям улиц Шульгина и Малютина.
– На уроках истории мы с ребятами много говорим о Великой Отечественной войне, о её роли для всего мира. Героические подвиги советских людей, в том числе и солдат, – это то, что всегда вызывает особые чувства у детей. И это важно помнить. Всегда! Цена победы была велика. И забыть об этом, значит, предать настоящее и прошлое, – считает учитель истории, руководитель волонтёрского отряда «Эдельвейс» Виктория Новосёлова.
О чём рассказывают звёзды
Память продолжает жить в наших детях. Она им важна. И это не просто слова. Для юных волонтёров акция «Улица моего героя» – не мероприятие для галочки. В неё вложена детская душа и недетская ответственность. Школьники уверены: салдинцы должны знать своих героев, должны гордиться их подвигами.
– Великая Отечественная война, как известно, не обошла стороной ни одну семью, – рассуждает участница акции Ева Танкиевская. – Мой прадедушка Рамильцев Георгий Андреевич внёс свой вклад в Великую Победу. В годы войны он трудился на Уралвагонзаводе в Нижнем Тагиле. Строил знаменитые танки Т-34. По словам моего папы, дедушка мало рассказывал о том времени, но когда я была в тагильском музее, поняла, насколько тяжёлым и героическим был труд в тылу. Заводчане сутками не отходили от станков, жили, спали, ели в цехах. Делали всё, чтобы помочь фронту. И такие герои, наверняка, есть в каждой семье. Истории о них должны передаваться из поколения в поколение, чтобы память о них жила вечно.
Историями из жизни воевавших родственников жители улиц Шульгина и Малютина с удовольствием делились с подрастающим поколением. Люди рассказывали о тех, кто когда-то жил в домах, на которых сейчас красуются красные звёзды, делились воспоминаниями о военных и тыловых буднях своих дедов и прадедов. Так, сидя на завалинке, за разговорами казалось, что границы настоящего и прошлого стираются, остаётся лишь память, у которой точно нет срока давности.
Две улицы, два имени, два обелиска… Но если внимательно прислушаться к своему сердцу, проходя по этим историческим местам, вдруг начинаешь ощущать единство мыслей и чувств. Кажется, что само время долгим-долгим эхом окликает тебя в героическое прошлое Ивана Малютина и Леонида Шульгина. Окликает, чтобы наполнить сегодняшний день особым смыслом, где улицы с их именами, как две георгиевские ленточки, завязанные прочным узелком человеческой памяти, навечно прикреплены на груди родного города.
МАЛЮТИН Иван Алексеевич
Иван Малютин родился в 1904 году в Нижней Салде в семье рабочего. Окончил три класса и подростком пошёл работать на завод.
В августе 1919 года в числе первых вступил в комсомол. В 1922 году от завкома профсоюза поступил на рабфак, который окончил в 1926 году. В том же году вступил в партию.
После окончания рабфака работал на СМЗ, с 1927 года – инструктором производственного обучения в школе ФЗУ, затем заведующим производственным обучением.
В 1930 году райком партии выдвинул И.А. Малютина на должность директора школы ФЗУ.
В 1933 году ему доверили партийную работу. За три года Иван Малютин прошёл путь от пропагандиста до второго секретаря райкома ВКПб в Нижней Салде.
В августе 1941 года Иван Алексеевич добровольцем ушёл на фронт. В составе 375-й Уральской стрелковой дивизии воевал инструктором политотдела дивизии, затем комиссаром полка. В боях за Родину личным примером воодушевлял воинов на героические подвиги.
25 декабря 1941 года в бою за деревню Ново-Старую лично уничтожил десятки фашистов.
В марте 1942 года в ожесточённом бою за деревню Воробьёво Калининской области заменил выбывшего из строя командира 1245-го стрелкового полка. Полк под его командованием отбил несколько контратак немцев.
В августе 1942 года 375-я дивизия вступила в бой с немецко-фашистскими захватчиками за освобождение Ржева. Будучи комиссаром одного из полков, 14 августа Иван Малютин руководил боем, показывая личный пример храбрости и отваги. 19 августа 1942 года у самых стен Ржева вражеская бомба оборвала жизнь Ивана Алексеевича. С воинскими почестями он был похоронен в Ржевской роще.
За доблесть и мужество, проявленные в боях за Родину, Иван Алексеевич Малютин представлен к награждению орденом «Красного Знамени» и орденом «Ленина».
ШУЛЬГИН Леонид Максимович
Леонид Шульгин родился в 1916 году в Нижней Салде. Его семья жила по улице 3-ей Республиканской, 12. До революции она называлась 5-й Балковской.
Леонид Шульгин учился в школе № 1 (впоследствии – школа № 5). После окончания семи классов поступил в Нижнетагильский горно-металлургический техникум, а потом работал на металлургическом заводе в Нижней Салде. Много читал, увлекался охотой, посещал кружок радиолюбителей.
В октябре 1937-го был призван в ряды Красной Армии и направлен в 56-й пограничный отряд.
В начале 1940 года Леонида Шульгина направили учиться в Ленинград в пограничное училище. Отсюда он уехал в Брестский пограничный отряд, где был назначен заместителем политрука. В это же время окончил ускоренную программу политического училища. Леонид был очень способным, хорошо подготовлен политически, умел грамотно подготовить лекцию, доклад, беседу.
До войны пограничник Леонид Шульгин проживал с семьёй в Шумаках, в доме у Василия Викарчука. Хозяин был очень доволен своим квартирантом, характеризовал его как прямого, честного, сердечного и храброго человека.
Жена Шульгина, Ольга Васильевна, работала учительницей в Теребуньской школе, была активной общественницей, растила ребёнка.
Обстоятельства смерти Леонида Максимовича Шульгина долгое время были неизвестны его родным. Вместе с ним погибли его жена Ольга Васильевна (девичья фамилия Антонова) и их двухмесячный ребёнок.
Память о семье Шульгиных сохранили жители деревни Шумаки, где они проживали до войны. Вот как описываются обстоятельства гибели Леонида Максимовича Шульгина и его семьи:
«Мужественно сражалась с оккупантами группа пограничников с заставы близ деревни Шумаки, что в Брестском районе. Во главе её был заместитель начальника 6-й пограничной заставы по политической части младший политрук Шульгин. Один за другим падали пограничники, сражённые вражескими пулями. Вот уж ранен замполит, а кольцо гитлеровцев становится всё теснее…
– Ползите по ржи к окраине деревни! – приказал Шульгин уцелевшим пограничникам. – Я прикрою!
Превозмогая боль, он отстреливался от наседавших немцев.
– Уходи, Оля, уходи! Спасай ребёнка! – просил он свою жену, которая с крошечным сыном находилась с ним рядом.
– Нет! Никуда я не пойду, я останусь с тобой до конца! – решительно заявляла молодая женщина, стреляя по врагам. Она перевязывала раненых и подносила патроны.
Но вот боезапас на исходе, а гитлеровцы совсем близко. У Шульгина остались последние три патрона. И тогда раненый младший политрук застрелил жену, сына, а потом себя.
К исходу дня о случившемся знали все жители деревни Шумаки. Они услышали об этом от очевидцев боя, которым суждено было остаться в живых. В первую ночь после смерти Шульгиных, несмотря на запрет оккупантов, местный кузнец Иван Гордеевич Левчук захоронил тела погибших. Однако об этом стало известно гитлеровцам, и за свой поступок смельчак поплатился собственной жизнью».
Позже прах Шульгиных и других воинов был перенесён в братскую могилу в деревне Чернавчицы.
комментариев