Профессия врача всегда считалась благородной. Великий философ Древней Греции Сократ говорил, что судья, педагог и врач получают свой дар свыше. Спасение людских жизней стало ежедневным трудом для хирурга Центральной городской больницы Нижней Салды Александра ГАНЖИ.
Немногословный, мало улыбающийся, а иногда суровый – про Александра Владимировича можно сказать: хирург с характером. На его счету – тысячи спасённых жизней, а потому благодарные пациенты прощают ему строгость, за которой скрывается доброе человеческое отношение.
– Какими качествами должен обладать хирург? Человечностью. Я соглашусь с теми, кто говорит, что хирурги бывают грубоваты. Да, такое случается. Он должен быть таким. Это обусловлено тем, что нередко мы сталкиваемся с ситуациями, когда вопрос стоит ребром: жизнь или смерть, здоровье или инвалидность.
Одна неверная мысль, одно движение, одна реакция человеческого организма могут изменить ход операции кардинально, – рассуждает Александр Владимирович. – Да и сами посудите, что это за врач-хирург, который при поступлении пациента, испытывающего боль, начинает улыбаться? Хирург должен быть в первую очередь профессионалом и честным с пациентом, а улыбки и тёплые слова оставить, как минимум, на время выписки из больницы.
В Центральной горбольнице Нижней Салды, к счастью, операций проводится немного. В среднем, около трёх в сутки. Личный рекорд Александр Ганжа поставил, когда работал в Нижнем Тагиле. Тогда за смену ему пришлось провести 12 операций!
Работа хирурга в городской больнице проходит в постоянном напряжённом ритме. Врача могут вызвать с приёма на экстренную операцию, непростые ночные дежурства, пациенты в тяжёлом состоянии… Что бы ни говорили, по сравнению с врачами других специальностей, работа хирурга физически намного труднее. Он несёт большую ответственность за исход лечения, потому что приходится вмешиваться в организм больного с помощью скальпеля и именно таким образом решать проблемы. На острие скальпеля хирурга – человеческая жизнь.
– Мой стаж профессиональной деятельности – 36 лет. И всё это время к хирургическому столу я иду как первый раз, – рассказывает опытный хирург. – Каждый пациент индивидуален по-своему, каждая болезнь различна. У нас в профессии не бывает похожих случаев, так же, как и не случается лёгких или тяжёлых операций. На любую из них я иду с определённым настроем и, честно сказать, настраиваюсь на худшее. Это морально очень тяжело, но поверьте, горечь от разочарования ещё хуже. Хирург, конечно, контролирует ход операции, но иногда ситуация может развиваться не по его сценарию: организм пациента реагирует по-разному на хирургическое вмешательство. Одно из самых сложных – это принятие единственно верного решения, что больного нужно оперировать сейчас и безоговорочно, иначе потеряешь драгоценные минуты.
Второй момент – нести ответственность за свои действия, ведь на кону – здоровье, а порой и жизнь пациента. Хирургия, тем более в больнице муниципального уровня, – настоящее испытание на прочность и выдержку.
Александр Владимирович Ганжа в Нижней и Верхней Салде хирург известный. Его пациентами были тысячи человек. Однако он не скрывает, что любовь к медицине появилась не сразу. После окончания школы юноша грезил о военном училище, но, не поступив, решил подать документы в медицинский институт.
– Родом я с Дальнего Востока, из города Благовещенска. Там и пришёл поступать в медицинский институт, не буду скрывать, за компанию. Первые годы учёбы дались тяжело. Да и много ли кому в юношестве нравится учиться?! А вот когда нам начали преподавать специальные науки, у меня проснулся интерес. Когда дело дошло до хирургии – мой выбор рабочей специальности был определён. Хирургия, на мой взгляд, самое интересное направление в медицине, это высшее искусство. Это работа руками, которая приносит реальный результат, – говорит Александр Владимирович.
После окончания института, в 1986 году, хирург Ганжа приехал по распределению в Верхнюю Салду. Десятилетия он оперировал салдинцев, прежде чем перешёл работать в хирургическое отделение горбольницы № 1 Нижнего Тагила.
Этот период пришёлся на ковидное время. Александр Владимирович до сих пор неохотно вспоминает работу в пик пандемии.
– Когда сутками приходится находиться в специальном костюме, больше похожем не на врачебный халат, а костюм космонавта, когда ты теряешь коллег, с которыми трудился бок о бок, когда болезнь за считанные часы, дни берёт верх над пациентом и он умирает – во всём этом нет ничего хорошего. Это были тяжёлые годы. И поверьте, никакие доплаты за работу в «ковид», о которых так любит говорить наше население, не компенсируют тех огромных потерь, – уверен врач.
Сегодня хирург Александр Ганжа продолжает свою благородную миссию – лечить и спасать людей. Говорит, любовь к выбранному делу, множество теоретических и практических знаний – это то, чем щедро делились с ним его наставники: Антонина Петровна Языкова, Григорий Александрович Грушевский, Владимир Фёдорович Трубочкин, Фарид Вагизович Галимзянов. Именно их он считает корифеями хирургии.
– В моей семье супруга и дети – медики. И сегодня своими знаниями я делюсь с дочерью и сыном. Наверное, в этом и заключается медицинская преемственность, – рассуждает Александр Ганжа.
Александр Владимирович никогда не скупится на советы, если о них просят коллеги, и в любой момент готов поделиться знаниями, которые получил не только в институте, но и за долгое время, проведённое у операционного стола.
комментариев