Спектакль на подмостках истории
В пятницу, 11 ноября, в музее истории Нижнесалдинского металлургического завода прошла презентация выставки «Благословивший детство образ...», посвящённой 170-летию Д.Н. Мамина-Сибиряка.
Благословивший детство образ
Год, проходящий в Свердловской области под знаком нашего знаменитого землякаМамина-Сибиряка, близится к своему завершению. Вместе с осенним листопадом он роняет и листы календаря, оставляя за собой шлейф событий, так или иначе связанных с именемвыдающегося писателя. В основном это культурно-просветительские мероприятия, где на первом плане стоят его литературные произведения.
Но есть ещё краеведческая и научно-исследовательская работа, которая позволяет более предметно говорить о жизни и творчестве Мамина-Сибиряка. И с этой точки зрения новый выставочный проект музея НСМЗ «Благословивший детство образ...», посвящённый жизни семьи Маминых в Нижнесалдинском заводском посёлке,представляется крайне интересным. Именно проект и никак иначе, ведь это мероприятие соединило в себе элементы истории и театрально-сценического действия, погружая посетителей музея в эпоху творческого расцвета писателя на салдинской земле.
Давайте и мы попробуем окунуться в атмосферу XIXвека, где автор проекта, заведующая музеем НСМЗ Марина Упорова, открывает кулисы человеческого воображения. «В 1849 году Наркис Матвеевич в возрасте 22 лет женится на 17-летней Анне Семёновне Степановой, дочери сельского священнослужителя Горного Щита…», –с этими её словами мы погружаемся в мир истории, и мир… открытий. Вы не ослышались, в этом театрализованном представлении было и то, и другое. Но давайте обо всём по порядку. Благодаря созданной художественной реконструкции уголка салдинского дома семьи священнослужителя Наркиса Матвеевича Мамина, мы вступаем на порог чего-то далёкого и неизведанного. Здесь всё говорит на языке прошлого: образцы подлинных архивных документов, редкие дореволюционные издания и, конечно, сам интерьер дома Маминых. Его органично дополняют более современные экспонаты, включая скульптурный эскиз памятника Д.Н. Мамину-Сибиряку, выполненный известным уральским скульптором Анатолием Глебовичем Неверовым.
Беспристрастные свидетели прошлого
Роль экскурсовода и вместе с тем актрисы этого удивительного спектакля прекрасно сыграла Марина Анатольевна. Её эмоциональная речь завораживала, заставляя воспринимать увиденное и услышанное как нечто реальное. Собственно так оно и было: реальность происходящих на сцене событий подтверждали не только её слова, но и предоставленные документы, выстраивающие подлинность череды событий. Во всём этом многообразии приёмов донесения исторического материала до слушателей просматривалась огромная работа, проведённая автором проекта.
Действительно, история не терпит вольной интерпретации событий. Поэтому всё, что было услышано нами в форме предположений, требует научного обоснования и документального подтверждения. А Марине Анатольевне хочется сказать большое спасибо за проведённые исследования и пожелать успехов в установлении исторических истин нашего прошлого.
Благословивший детство образ
Год, проходящий в Свердловской области под знаком нашего знаменитого землякаМамина-Сибиряка, близится к своему завершению. Вместе с осенним листопадом он роняет и листы календаря, оставляя за собой шлейф событий, так или иначе связанных с именемвыдающегося писателя. В основном это культурно-просветительские мероприятия, где на первом плане стоят его литературные произведения.
Но есть ещё краеведческая и научно-исследовательская работа, которая позволяет более предметно говорить о жизни и творчестве Мамина-Сибиряка. И с этой точки зрения новый выставочный проект музея НСМЗ «Благословивший детство образ...», посвящённый жизни семьи Маминых в Нижнесалдинском заводском посёлке,представляется крайне интересным. Именно проект и никак иначе, ведь это мероприятие соединило в себе элементы истории и театрально-сценического действия, погружая посетителей музея в эпоху творческого расцвета писателя на салдинской земле.
Давайте и мы попробуем окунуться в атмосферу XIXвека, где автор проекта, заведующая музеем НСМЗ Марина Упорова, открывает кулисы человеческого воображения. «В 1849 году Наркис Матвеевич в возрасте 22 лет женится на 17-летней Анне Семёновне Степановой, дочери сельского священнослужителя Горного Щита…», –с этими её словами мы погружаемся в мир истории, и мир… открытий. Вы не ослышались, в этом театрализованном представлении было и то, и другое. Но давайте обо всём по порядку. Благодаря созданной художественной реконструкции уголка салдинского дома семьи священнослужителя Наркиса Матвеевича Мамина, мы вступаем на порог чего-то далёкого и неизведанного. Здесь всё говорит на языке прошлого: образцы подлинных архивных документов, редкие дореволюционные издания и, конечно, сам интерьер дома Маминых. Его органично дополняют более современные экспонаты, включая скульптурный эскиз памятника Д.Н. Мамину-Сибиряку, выполненный известным уральским скульптором Анатолием Глебовичем Неверовым.
Беспристрастные свидетели прошлого
Роль экскурсовода и вместе с тем актрисы этого удивительного спектакля прекрасно сыграла Марина Анатольевна. Её эмоциональная речь завораживала, заставляя воспринимать увиденное и услышанное как нечто реальное. Собственно так оно и было: реальность происходящих на сцене событий подтверждали не только её слова, но и предоставленные документы, выстраивающие подлинность череды событий. Во всём этом многообразии приёмов донесения исторического материала до слушателей просматривалась огромная работа, проведённая автором проекта.
– Новая выставочнаяэкспозиция «Благословивший детство образ…», созданная в музее НСМЗ, посвящёна жизни семьи Маминыхв Нижнесалдинском заводском посёлке и ГодуД.Н. Мамина-Сибиряка в Свердловской области, – рассказывает о своём проектеМарина Упорова. –Пять лет исследовательского труда я посвятила выявлению и сбору представленного на выставке комплекса архивных документов из фондов Нижнетагильского музея-заповедника и, большей частью,из фондов Объединённого музея писателей Урала. Мне хотелось рассказать и показать жизнь родителей писателя, брата Николая, сестры Елизаветы и самого Дмитрия Наркисовича в Нижнесалдинском заводском посёлке именно сквозь призму подлинных архивных документов.
Как же много нам поведали эти «ожившие» страницы и голос архивных документов! «Книга расходов» Анны Семёновны Маминой, письма Наркиса Матвеевича к сыновьям, его проповеди, составленные для прихожан Никольской церкви Нижнесалдинского завода, справки и выписки из метрических книг. К примеру, достоверно и документально удалось установить по «Книге расходов» Анны Семёновны, матери писателя, что семья проживала в Салдинском заводском посёлке по трём адресам, на трёх квартирах.
Конечно же, и предметный мир, представленный на выставке, ярок и интересен! К примеру, специально для нашего нового выставочного проекта друг музея, Анатолий АвгустовичКоновалов, отреставрировал старинные часы, которые в экспозиции показывают время смерти Наркиса Матвеевича Мамина здесь, в Нижнесалдинском заводе. Точное время ухода из жизни отца записано было рукой Дмитрия Наркисовича– 24 января 1878 года, и об этом нам тоже рассказал архивный документ.
В своей профессиональной деятельности я полагаюсь только на выявленные архивные документы, первоисточники, ибо это альфа и омега исторической науки. Ведь только архивные документы – самые правдивые и беспристрастные свидетели прошлого. Сейчас все мы повсеместно сталкиваемся с фальсификацией истории, её вольными интерпретациями, и в этом случае только голос архивов может отстоять и показать Правду.
Как же много нам поведали эти «ожившие» страницы и голос архивных документов! «Книга расходов» Анны Семёновны Маминой, письма Наркиса Матвеевича к сыновьям, его проповеди, составленные для прихожан Никольской церкви Нижнесалдинского завода, справки и выписки из метрических книг. К примеру, достоверно и документально удалось установить по «Книге расходов» Анны Семёновны, матери писателя, что семья проживала в Салдинском заводском посёлке по трём адресам, на трёх квартирах.
Конечно же, и предметный мир, представленный на выставке, ярок и интересен! К примеру, специально для нашего нового выставочного проекта друг музея, Анатолий АвгустовичКоновалов, отреставрировал старинные часы, которые в экспозиции показывают время смерти Наркиса Матвеевича Мамина здесь, в Нижнесалдинском заводе. Точное время ухода из жизни отца записано было рукой Дмитрия Наркисовича– 24 января 1878 года, и об этом нам тоже рассказал архивный документ.
В своей профессиональной деятельности я полагаюсь только на выявленные архивные документы, первоисточники, ибо это альфа и омега исторической науки. Ведь только архивные документы – самые правдивые и беспристрастные свидетели прошлого. Сейчас все мы повсеместно сталкиваемся с фальсификацией истории, её вольными интерпретациями, и в этом случае только голос архивов может отстоять и показать Правду.
Действительно, история не терпит вольной интерпретации событий. Поэтому всё, что было услышано нами в форме предположений, требует научного обоснования и документального подтверждения. А Марине Анатольевне хочется сказать большое спасибо за проведённые исследования и пожелать успехов в установлении исторических истин нашего прошлого.
Вернуться назад