DataLife Engine > Новости > Легенды салдинской земли

Легенды салдинской земли

 
Об этом говорят, пересказывают, но доказательств так пока и не найдено. Это – историческая легенда. Ибо где нет информации – там всегда есть место тайнам и загадкам, которые щекочут воображение.
Какие существуют легенды о событиях салдинской истории?
 
 
Название города. Происхождение слова «Салда»
 
На сегодняшний день есть разные версии происхождения названия нашего города.
Ряд краеведов считают, что «Салда» в переводе означает «липовая река», или «река среди лип» от мансийского слова «салт» – «липовое лыко», «мочало».
Но с этой версией не согласны археологи, они полагают, что «Салда» переводится как «яма».
Название «Салда» встречается по всему миру. Например, такие географические названия есть в Дагестане и Турции. Даже в нашем регионе есть ещё одна река Салда, а также населённые пункты с таким же названием. Так что же таит в себе слово «Салда»?
 
Ермак на салдинской земле
 
Знаменитый покоритель Сибири совершал походы в далёком XVI веке. Сегодня учёными составлен маршрут движения казачьего отряда Ермака – он двигался по реке Тагил. А заплывал ли на реку Салду? Ведь это крупный приток Тагила, а отряд Ермака двигался на восток наугад, опытным путём. А вдруг Ермак побывал и в наших краях?
 
Как появилась деревня Акинфиево
 
По салдинскому преданию, под Тулой Акинфий Демидов вы­играл в карты у местного помещика мастеров-углежогов, после вместе с семьями посадил их на телеги и транспортировал в уральскую тайгу. Указал там место вблизи своего завода. Обустраивайтесь, мол, здесь, благо – лес строевой есть, будете работать на меня. Срубили мужики избы и стали служить во славу демидовской металлургии. Так, говорят, и возникла деревня Акинфиево. Получается, жители деревни – родственники туляков?
 
Часы-куранты Петра I
 
Никольская церковь была построена с высокой башней-колокольней, на которой размещались часы-куранты. По легенде, эти часы привёз из Голландии Пётр I и подарил Демидову.
В середине XVIII века часы вышли из строя. Механизм был разобран и долгие годы хранился на Невьянском заводе, пока в 1771 году Демидов не направил для их починки талантливого тагильского механика Егора Кузнецова-Жепинского. Умелец починил часы и установил на Никольской церкви.
Колокольня в XX веке была разрушена. Что же стало с легендарными часами?
 
Статуя у Никольской церкви
 
Наличие памятника плотинных дел мастеру у Никольской церкви – не легенда, а исторический факт. Возможно, памятник был посвящён Павлу Долматову, который осуществил ремонт плотины в 1860-х годах. Однако из-за различных заводских работ грунт под памятником стал разрушаться. Но что стало с памятником дальше? Упал на дно пруда и до сих пор покоится там?
 
Плотинная капсула
 
С ремонтом плотины связана ещё одна загадка. Здесь была замурована капсула с документами и посланием потомкам. Неоднократно краеведы пытались достать эту капсулу. Но пока усилия не увенчались успехом. Что же завещали потомкам наши предки?
 
«Вшивая» или «Красная» горка
 
Так с давних пор и в настоящее время называют район города. «Красная» – значит «красивая», «солнечная», ведь район находится на возвышенности и хорошо освещается солнцем.
А почему «Вшивая»? Есть версия, что в XIX веке здесь находились бараки для каторжан, которых гнали пешком в Сибирь. Гигиена у приговорённых к каторге отсутствовала, что вызывало заражение вшами.
Однако по мнению уральских томографов, название «Вшивая горка» («Вшивая гора») возникло из-за обилия мелкого щебня на вершине и склонах горы, а также по растению просвирник, в изобилии росшем на склонах. Сбор его плодов назывался «сбор вошек».
 
«Синепупые» и «крашены дрова»
 
Так с присущей им самоиронией называли себя жители Нижней Салды.
Говорят, что в роддоме Нижней Салды пупы новорожденных обрабатывали антисептиком синего цвета, поэтому и появилось прозвище «синепупые».
А торцы дров салдинцы действительно красили масляной краской. Только объясняют это действие по-разному: или чтобы не воровали, или чтобы не мокли.
 
Салдинские клады
 Нижнесалдинский завод в начале XX века был зажиточным поселением, здесь было немало богатых купцов. Состоятельные люди в революционное лихолетье прятали своё богатство.
Ходило много слухов про клад Василия Шубцева – богатого купца, владельца дома, где сейчас расположен музей, и про клад Лазаря Треухова – купца и хозяина огромной кирпичной мельницы. Якобы золото было помещено в бураки и спрятано в лесу. А вдруг эти сокровища когда-нибудь будут найдены?
 
 
Дарья ИВАНОВА,
научный сотрудник Нижнесалдинского краеведческого музея



Вернуться назад