Ровесник космической эпохи

Принято считать, что судьбу человека определяет звезда, под которой он рождён. В этом смысле Владимиру МУРКИНУ повезло: в год его рождения на орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли, ставший путеводной звёздой для будущего конструктора космических двигателей.

Орбита трудового призвания

Из преамбулы понятно, что Владимир Муркин родился в 1957 году. Остаётся только добавить, что 27 апреля он отпраздновал свой юбилей. В канун этого праздничного для всего коллектива АО «НИИМаш» события мы встретились с коллегами Владимира Александровича, чтобы услышать рассказ о талантливом учёном и прекрасном специалисте в области испытания и эксплуатации ракетных двигателей малой тяги. Кстати, его сегодняшняя должность так и называется – «заместитель главного конструктора по испытаниям и эксплуатации».

– На НИИМаш Владимир Муркин был распределён после окончания Харьковского авиационного института по специальности «Жидкостные ракетные двигатели», – рассказывает о своём заместителе главный конструктор АО «НИИМаш» Сергей Алексеевич Булдашев. – Стоит заметить, что к этому времени он уже успел ознакомиться с нашим производством (в период преддипломной практики в 1979 году), да и сам диплом был подготовлен на базе местного материала и защищался непосредственно в Нижней Салде.

Время становления молодого специалиста совпало с отработкой двух двигателей 11Д458 и 17Д58Э. В начале 80-х их отработка была закончена, и они пошли, как у нас говорят, «в лёт». Что самое интересное, летают до сих пор! Вот и получается, что с самого начала своей трудовой деятельности Владимир Муркин был ориентирован на экспериментальную отработку изделий высочайшего качества.

Соответствующим образом формировалось и его отношение к труду. Помните песню «Первым делом, первым делом самолёты…», так вот, для Владимира Александровича первым делом стали ракетные двигатели. А начиналось всё с анализа их испытаний, определения параметрических зависимостей, моделирования процессов экспериментальной отработки двигателей. Фигурально его можно было сравнить с архитектором будущих изделий, который участвует в разработке проекта, постоянно контролирует процесс их создания и вносит в него необходимые корректировки.

Вспоминая то время, хочу остановиться ещё на одном интересном факте.

Когда шла разработка первого в мире двигателя на экологически безопасных компонентах топлива для космического корабля многоразового применения «Буран», то его испытания проводились на разных площадках и стендах по всей территории страны. Вот и мотались специалисты НИИМаш по испытаниям, сопровождая наши экспериментальные образцы. Это со стороны кажется, что всё просто. На самом же деле приходилось по ходу процессов учитывать изменение условий воздействия на образцы и принимать решения по изменению или доработке отдельных конструкций. Ответственность колоссальная.

По большому счёту, всё, что связано с отработкой изделий НИИМаш за последние десятилетия, неразрывно связано с именем Владимира Александровича Муркина. Приведу только некоторые проекты, реализованные при его непосредственном участии. Это подготовка и проведение лётных испытаний двигателей в составе разгонных блоков «Бриз-М» ракеты-носителя «Протон-М» на техническом комплексе «Байконур». Это участие в комплексных испытаниях, подготовке и проведении лётных испытаний двигательных установок в составе трёх космических аппаратов «Молния-3К» на техническом комплексе «Плесецк». Список можно продолжать и продолжать…

Муркин нам поможет

Такая активная позиция в решении производственных задач снискала особое отношение к Владимиру Александровичу его коллег по цеху. И обозначалось оно коротко и ясно: «Что-то пошло не так, обращайся к Муркину». И не только потому, что высокая квалификация и богатый опыт позволяют ему решать сложные технические задачи по обеспечению экспериментальной отработки, наземной и лётной эксплуатации современных образцов РДМТ и ДУ. Владимир Александрович сам болеет душой за каждый проект и готов не отходить от испытательных стендов ни днём, ни ночью, включаясь в рабочий процесс по первому требованию.

Немаловажно отметить, что он является исполнителем более 70 научно-технических отчётов по отработке 20 наименований двигателей малой тяги, двигательных установок и их агрегатов. А сколько комплектов конструкторской документации прошли через его руки!

С ещё одним аспектом деятельности Владимира Муркина нас ознакомил его коллега по испытаниям двигателей Виктор Антропов.

– Сказать, что Владимир Александрович – участник наших испытаний, значит, ничего не сказать, – рассказывает о герое нашей публикации Виктор Сергеевич. – Когда отрабатывается новое изделие, он может сутками не отходить от стендов, если видит, что его присутствие необходимо. А его присутствие необходимо всегда. Даже в командировке Владимир Александрович всегда на связи и готов дать нужный совет.

В настоящее время на предприятиях-потребителях нашей продукции находятся на разных стадиях сборки 650 двигателей, 250 двигателей работают в космосе, в том числе 224 – на российском сегменте МКС. И о каждом из них он имеет полную информацию.

Владение информацией – это профессиональная составляющая его деятельности. Система сопровождения изделий НИИМаш подразумевает быстрое реагирование на любые ситуации, связанные с их использованием.

Хочется привести один случай, который создаёт наиболее яркое представление, кто же такой Муркин. В июне прошлого года, при выводе на орбиту модуля «Наука» для Международной космической станции, возникла нештатная ситуация, когда включение маршевых двигателей оказалось невозможным. Владимир Александрович, находясь в составе межведомственной комиссии в Центре управления полётами, обеспечил стыковку модуля с МКС, используя работу ниимашевских двигателей малой тяги. На слух слово «обеспечил» воспринимается без лишних эмоций. Хотя на самом деле салдинскому конструктору пришлось практически принять в свои руки штурвал управления процессом стыковки космических аппаратов, а вместе с ним и огромную ответственность.

Вот такой он, Владимир Муркин: знающий своё дело и беззаветно ему преданный, способный брать на себя ответственность и быть решительным в самой сложной ситуации, не сворачивая идти к выбранной цели и вести к ней своих последователей.

С юбилеем Вас, Владимир Александрович! И пусть Ваша космическая эпоха продолжает штурмовать пространство Вселенной! Удачи Вам и новых трудовых побед!

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Последние новости

17 мая 09:32

Как в Екатеринбурге полковник СКР и майор ГИБДД заработали миллион на часах
16 мая 13:20

Минимальный порог по голосованию за объекты благоустройства в Свердловской области уверенно преодолели уже 12 муниципалитетов
12 мая 12:52

Легенда номер 102
12 мая 10:55

Евгений Куйвашев нацелил правительство и муниципальные власти на предупреждение и оперативную ликвидацию природных пожаров
12 мая 09:47

В Верхней Салде сотрудники ГИБДД устанавливают обстоятельства ДТП, в результате которого пострадал 4-летний ребёнок
12 мая 09:45

Праздничные дни салдинцы провели «с огоньком»
11 мая 18:14

Фоторепортаж с празднования Дня Победы в Верхней Салде
11 мая 18:09

Фоторепортаж с празднования Дня Победы в Нижней Салде
11 мая 13:24

В голосовании за объекты благоустройства-2023 в городах Среднего Урала определились площадки-лидеры
08 мая 12:47

Евгений Куйвашев возложил цветы к памятнику маршалу Жукову в преддверии Дня Победы
Ещё больше новостей