Прикасаться к небесам, стоя на земле

Свою первую действующую модель самолёта он поднял в небо в девятилетнем возрасте, и с тех пор детское увлечение стало частью всей жизни Павла Звонарёва.

Мечты остаются с нами

Несмотря на поголовное увлечение робототехникой и прочими инновациями, старое доброе понятие технического творчества никуда не исчезло. Люди, как в детстве, продолжают мечтать о небе, строить модели самолётов и соревноваться в искусстве пилотажа. Пусть и стоя на земле.

Именно на земле, в полях за деревней Северная, я познакомился с Павлом Звонарёвым, когда он проводил очередную тренировку, поднимая в небо свою управляемую авиамодель планера. К этому времени Павел – уже состоявшийся спортсмен в своём классе, чемпион области, неоднократный участник соревнований самого высокого уровня.

– Первую модель, а точнее конструктор «Сделай сам», мне купили родители, когда мы отдыхали на юге. Как сейчас помню, это был фанерный набор элементов кордового истребителя МИГ-3, – вспоминает Павел. – В доме у деда я нашёл к нему двигатель, который на поверку оказался в нерабочем состоянии. Но это меня не смутило, и общими усилиями мы его восстановили. Нетрудно догадаться, что в скором времени я постучался в двери авиамодельного клуба, где задержался на годы.   
Секцией руководил Николай Степанович Ведищев, который был страстно увлечён созданием моделей самолётов, передавая своим ученикам любовь к небу, способность технически мыслить и общаться на языке инженерных терминов. Это и есть базовая основа авиамоделизма.
Следующей ступенью моего становления как спортсмена можно смело назвать занятия в Нижней Салде под руководством Петра Ивановича Бунина. Тогда НИИМаш уделял огромное внимание развитию детско-юношеских секций технических видов спорта, в том числе авиа-моделизму. Так у меня появилась возможность стать участником многих крупных соревнований, в том числе всесоюзного уровня. Они проводились на площадках Ленинграда, Нальчика, Кишинёва, Новосибирска, Куйбышева… 
Был случай, когда нашей команде даже выделялся самолёт для перелёта к месту очередного первенства СССР. Кстати, именно тогда в экипаже со Станиславом Таланцевым я стал серебряным призёром по воздушному бою, выполнив норматив мастера спорта СССР.

На старт приглашаются

Вот с таким запасом опыта и навыков конструирования моделей Павел Сергеевич сегодня поднимает в небо свой планер. А постоянные тренировки, как он сам признался, необходимы для поддержания спортивной формы и психологической устойчивости при управлении моделью. Ещё это постоянное изучение процессов аэродинамики, чтобы по поведению планера улавливать направление воздушных потоков, прогнозируя наиболее выгодную траекторию полёта. Так совершенствуется спортивное мастерство, которое демонстрировал Павел во время последних соревнований на кубок России и в первенстве Свердловской области. Правда, в кубке, ввиду отсутствия необходимой лицензии, он участвовал вне зачёта, но результатами остался доволен.

Для большего понимания, что собой представляют соревнования моделей планеров, обратимся к регламенту. Спортсмен должен поднять свой летательный аппарат на высоту не более 200 метров, после чего двигатель отключается, и модель планирует в воздухе в течение 10 минут, чтобы по истечении этого времени чётко приземлиться в контрольную точку. Это и есть момент истины, когда штурвал управления планером находится на земле в руках у спортсмена, а сама модель – во власти неба с его капризным характером, то меняющим направление ветра, то играющим восходящими потоками воздуха. Итоговый результат определяется суммой судейских баллов за правильность выполнения всех элементов в течение установленного отрезка времени.

– Одно дело, когда в воздухе только твоя модель, и совсем другое, когда целая «эскадрилья» твоих соперников. Во время соревнований приходится сталкиваться именно с такой ситуацией, – рассказывает Павел Сергеевич. – Честно признаюсь, когда в первый раз увидел в небе более десятка планеров, то несколько растерялся, чуть не потеряв из вида свою модель. Но всё становится на место после второго или третьего старта.
Бытует мнение, что в авиамодельный спорт приходят несостоявшиеся лётчики. С этим я категорически не согласен. Мне приходилось сидеть за штурвалом реального самолёта, и, поверьте, управление полётом из кабины лётчика не даёт тех эмоций, которые испытываешь, управляя моделью с земли во время соревнований. Здесь ты видишь со стороны, насколько правильно выверено каждое твоё движение, насколько послушен тебе аппарат, которым ты управляешь. И эти впечатления незабываемы.

Салдинский талисман свердловских авиамоделистов

Незабываемые впечатления, как признался Павел, он получает не только от соревнований, но и от дружеского общения со своими спортивными коллегами. В начале августа он побывал на чемпионате России по авиамодельному спорту в классе радиоуправляемых гоночных моделей F3D, F3E, F3D½. Старты прошли под Екатеринбургом на авиамодельном аэродроме Логиново областного центра научно-технического творчества и спорта.

В соревнованиях такого класса моделей Павел не участвует, но при удобном случае всегда готов поддержать своих друзей. И не только он… На все соревнования Павел берёт с собой свою четвероногую питомицу – собаку Ладу. На протяжении последних лет она стала добрым талисманом свердловских авиамоделистов. На этот раз Лада радостным лаем приветствовала «бронзовый» и «серебряный» успех друзей Павла – Василия Семянникова и Ивана Осинцева из Екатеринбурга.

Вот такой он, авиамодельный спорт, наполненный кропотливым трудом и безграничными возможностями. Причём он позволяет оценить эти самые возможности уже в юношеском возрасте. В подтверждение этих слов хочется привести высказывание преподавателя детского кружка авиамоделирования из Екатеринбурга, мастера спорта Максима Посыпая:

– Чем хорош наш спорт? Здесь каждый может найти свою нишу. Все дети разные: кто-то из них конструктор, кто-то пилот, кто-то спортсмен. Я как тренер всегда смотрю на темперамент ребёнка и понимаю: если он флегматик – то ему нечего делать в воздушном бою, если он спокойный и сдачи никогда не даст – я не поставлю его участвовать в гонке. Но есть пилотажные модели, где главная составляющая успеха – как раз умение быть абсолютно спокойным.

Так отчего же этот вид технического творчества и спорта стоит обособленно и не сильно афишируется в СМИ?.. Не знаю, но, на мой взгляд, даже при такой постановке дел авиамодельному спорту забвение не угрожает. Ведь есть незабвенная фраза: «Инженер рождается там, где есть ограничения». Всё как в авиамоделизме, когда подъёмная сила ограничена массой конструкции, скорость – мощностью двигателя, а результат – способностью человека создать оптимальный баланс между всеми этими физическими величинами.



Автор: Александр НЕМЦОВ

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Наши проекты