29 октября Всесоюзному ленинскому коммунистическому союзу молодёжи исполняется 103 года.
Мы кузнецы, и дух наш молод
Есть люди, судьбы которых красной линией повторяют крутые виражи истории. Словно само время ведёт неспешный рассказ их жизни и рисует очертания её взлётов и падений.
Сегодня мы поведём речь о судьбе именно такого человека – Александра СИЛОНОВА. Она примечательна тем, что Александр Павлович стоял у истоков политических преобразований Верхней Салды после 1917 года, оставшись в памяти своего поколения секретарём первой городской комсомольской организации.
Нетрудно догадаться, что поводом для этой публикации стала дата «29 октября», которая знаменует День рождения самого многочисленного и активного молодёжного движения прошлого столетия с аббревиатурой ВЛКСМ. Несмотря на распад СССР, граждане, рождённые в этой стране, до сих пор вспоминают свою комсомольскую молодость с ностальгией.
Однако вернёмся к теме нашего повествования о судьбе первого салдинского комсомольского вожака.
Александр Силонов родился 5 ноября 1901 года в крепкой своими устоями и трудолюбием семье потомственных кузнецов Верхнесалдинского завода. Его природный ум и любознательность стали проявляться ещё в детстве во время обучения в церковно-приходской школе. В 12 лет он встал к наковальне под присмотром деда Павла Ефимовича и отца Павла Павловича. К тому времени эти мастера уже прославили свои имена прекрасной работой по изготовлению кованой ограды церкви Иоанна Богослова.
Наступил 1914 год. Александр отправился в Ревду, где на военном заводе стал уже профессионально постигать кузнечное ремесло.
Но ковать пришлось не только железо. Революционные настроения в рабочей среде заставляли выковывать в сознании новые мысли и новые идеи. В 1917 году, к моменту возвращения в Салду, молодой рабочий проникся твёрдыми революционными убеждениями.
Между молотом и наковальней
Октябрьскую революцию рабочие мартеновского цеха салдинского металлургического завода, где трудился Александр Силонов, встретили с энтузиазмом. Молодой активист оказался в центре больших событий. В разгар Гражданской вой-ны, осенью 1918 года, город перешёл под контроль белогвардейцев. Александр с товарищами перешли на подпольную деятельность против колчаковской администрации.
Его друг Михаил Туранов, направленный в разведку в Верхнюю Салду, был схвачен и расстрелян. Позднее, по инициативе салдинских комсомольцев, на месте захоронения отважного разведчика (ныне – площадка перед зданием Управления образования) установлен памятник.
Разведка белых не дремала, но от ареста Александр ускользнул, успев скрыться.
В июле 1919 года советская власть вернулась в заводской посёлок, а в августе того же года в Верхней Салде была создана комсомольская организация. Её председателем был избран Александр Силонов. Вот только родственники имели на этот счёт своё мнение. Когда, спустя несколько месяцев, дед Павел Ефимович узнал, что его старший внук – большевик, да ещё и комсомольский вожак, то отхлестал вожжами любимое чадо со словами: «Одумайся! Забыл где твой друг Мишка Туранов? Никакая власть не может быть хорошей. Она – власть! Хочешь тоже пулю в затылок?». В тот вечер дед сжёг почти всю политическую литературу в Сашиной библиотеке, а ночью, ни с кем не простившись, Александр ушёл из дома. Долго ещё в Салде вспоминали красивого и весёлого паренька с копной вьющихся смоляных волос, заводилу, плясуна и песенника. Но в родной город он больше не вернулся.
Бурная, насыщенная жизнь первых лет советской власти захватила Александра Силонова в свой водоворот и подняла на верхние этажи административного правления.
В 19 лет он уже заведующий Экономическим отделом Свердловского губкома, а в 20 – студент коммунистического университета им. Свердлова.
В 1923-1924 годах он армейский политкомиссар на Туркестанском фронте, кавалер ордена Боевого Красного знамени, награждённый именным оружием системы «Коровина».
Делегат «расстрельного съезда»
В 1927 году Александр был переведён в Москву, где в 1931-м окончил Московский экономический институт красной профессуры. Здесь же состоялось его близкое знакомство с членом Политбюро ЦК ВКП Бухариным, которое будет иметь для Александра трагические последствия. Но в начале 30-х годов ничего не предвещало беды. Более того, для волевого, талантливого и молодого руководителя этот период ознаменовался стремительными этапами карьерного роста. Он был направлен в Курскую область, где в течение трёх лет возглавлял один из районных комитетов партии.
В 1934 году Александр Павлович был избран делегатом XVII съезда ВКП(б) с правом решающего голоса, где ему вручили высшую награду страны – орден Ленина № 995.
В июне 1936 года он вместе с женой и двумя детьми вновь вернулся в Москву, где утвердился в должности заместителя директора института Марксизма-Ленинизма при ЦК и был назначен помощником главного редактора по изданию Большой советской энциклопедии.
Семье предоставили просторную правительственную квартиру на Никитском бульваре, у детей появилась няня на гособеспечении. Александр с головой ушёл в научную работу, и казалось, что уже никаких переездов не будет. Но…
Наступил 1937 год. Страну лихорадило. В июле Александра Павловича исключили из партии и предъявили бездоказательное обвинение как участнику антисоветской правотроцкистской организации. Вполне вероятно, не последнюю роль в этом сыграли дружеские отношения с Бухариным. Так Александр Павлович Силонов попал в число делегатов «расстрельного съезда», как сейчас называют XVII съезд партии. Смертный приговор был приведён в исполнение 25 октября 1938 года.
Спустя много лет Александр Силонов был реабилитирован, а память о нём хранят не только дети и внуки, проживающие в Москве, но и его родственники с салдинской пропиской. Его племянница Элеонора Петровна Чугаевская и сегодня ведёт кропотливую работу по сбору исторических документов, имеющих отношение к жизни и деятельности первого председателя салдинского комсомола.
комментариев