В год науки и технологий, в год 320-летия Уральской металлургии хочется рассказать о многотрудной заводской работе. 120 лет в этом году исполняется действующему прокатному цеху Нижнесалдинского металлургического завода.
Прокатное производство в Нижнесалдинском заводском посёлке получило своё развитие ещё в 1842 году с появлением первой паровой машины.
Менялось и совершенствовалось оборудование, внедрялись новые технологии. Большим достижением Верхне- и Нижнесалдинского заводов было создание с 1855 года крупномасштабного рельсового производства, первого на Урале. Пудлинговая заготовка для тогда ещё железных рельсов готовилась на обоих заводах, а прокат осуществлялся только на Нижнесалдинском.
Внедрению этого производства предшествовала огромная предварительная подготовка и учёба. В 40-х годах XIX века выделкой и качеством рельсов славились Выксунские заводы Шепелевых (ныне – город Выкса Нижегородской области). Тогда управление Нижне-Тагильского округа договорилось об обучении своих мастеров всем тонкостям рельсопрокатного производства на Выксунских заводах. Во главе уральских специалистов, прошедших обучение, был Яким Семёнович Колногоров, надзиратель, помощник управителя, управитель Нижнесалдинского завода.
В 1856 году заводом было выработано 290 тысяч пудов рельс (примерно 4 750 т), а в 1858 году – уже 425 тысяч пудов (6 961 т).
С момента пуска в 1875 году бессемеровской фабрики Нижнесалдинский завод перешёл к производству стальных рельсов. В своём труде «Исторический очерк Уральских горных заводов» 1896 года Василий Дмитриевич Белов, русский экономист и общественный деятель XIX века, отметил:
Это прочно установленное дело Нижнесалдинского завода совершенствовалось и развивалось, но не так, как того требовали всё возрастающие заказы (к концу XIX века завод мог выпускать проката не более 60 тонн в сутки).
В газете «Салдинский рабочий» за 1960 год удалось найти уникальнейшие воспоминания 88-летнего пенсионера-металлурга А. Мосеева, раскрывающие всю тяжесть заводской работы конца XIX века. Вот что он рассказывал читателям газеты 60 лет назад:
Двое рабочих привозили на тачках нагретый слиток к заварочному стану. Прокатав его до таких размеров, чтобы он годился для подачи в первую борозду прокатного стана, этот так называемый подварок длиной два метра снова садили в сварочную печь для подогрева. После этого подавали слиток в прокатный стан.
Паровая машина тогда была не реверсивная, работала в одну сторону. Поэтому обратно раскалённую полосу подавали на верхний ряд на очепках (очеп – приспособление, служащее для подъёма чего-либо – прим. автора).
Когда рельсы катали, было ещё сносно, а вот когда шло сортовое круглое железо сечением до шести дюймов, катать было тяжело и опасно. Вот как протекал производственный процесс этого профиля.
Привозят на тачке рабочие добела нагретый подварок к прокатному стану. Очепковый (была раньше такая профессия) подхватывает его, направляет в первую борозду. На задней стороне прокатного стана берут «штуку» на очепки и поднимают на вал. С верхнего валка эту раскалённую болванку уже берёт в клещи вальцовщик, а затем подхватывают на длинную державку 12 рабочих (по 6 человек у конца). Болванка с такой силой падала с валка, что у рабочих искры из глаз сыпались (надо было удержать её на весу). Так и относят её, пока она полностью не сойдёт с валка. Потом, взяв на очепок конец этой «штуки», её снова задают в прокатный стан. Эта операция повторялась несколько раз, пока не получали нужного размера прокатываемый профиль.
Работа в прокатной фабрике была прямо-таки адская. Ушибы, ожоги были частыми явлениями. К концу смены так уходишься, что еле до дому дойдёшь».
Управитель Константин Павлович Поленов неоднократно ставил вопрос перед Петербургским главным управлением о целесообразности постройки нового, более мощного производства, но Берг-коллегия разрешения не давала. Тогда Константин Павлович за счёт внутренних заводских ресурсов построил две дополнительные домны, оборудовав их шестью воздухонагревателями. Это позволило резко увеличить выпуск чугуна. Себестоимость продукции за счёт технической модернизации снизилась, завод стал более рентабельным. Именно это стало решающим фактором в деле одобрения Берг-коллегией строительства при Нижнесалдинском заводе нового рельсопрокатного производства или, согласно сохранившимся в заводском архиве чертежам, «Новой рельсопрокатной фабрики Нижнесалдинского завода на старице». Что же это за место? «Словарь живого великорусского языка» В.И. Даля поясняет: «Старица – старое, покинутое рекою русло».
Вот как об этом грандиозном строительстве писал в своих воспоминаниях В.Е. Грум-Гржимайло, надзиратель и технический помощник управителя завода:
Иосиф Михайлович Смирнов и Тимофей Архипович Плаксин – талантливые механики завода, единомышленники В.Е. Грум-Гржимайло. О них он вспоминал всегда с большим уважением:
6 июля 1899 года Нижнесалдинский завод посетил Константин Николаевич Егоров, младший инспектор Главной палаты мер и весов в рамках Уральской экспедиции под руководством Д.И. Менделеева. В своём отчёте он отметил:
1 р. 15 к.
Новая рельсопрокатная только что устанавливается: о размерах её можно судить потому, что паровая машина…при посещении почти окончена установкой, будет в 6 000 сил при 10 атм. давления. Стоимость 122 тыс. марок».
В 1901 году новая рельсопрокатная фабрика Нижнесалдинского завода на старице была пущена в действие. Именно от этой даты и ведёт свою летопись действующий прокатный цех Нижнесалдинского металлургического завода. Многие технические решения, применённые Владимиром Ефимовичем Грум-Гржимайло в организаци нового прокатного производства, были абсолютным новаторством в мире: монтаж конденсатора пара на реверсивную паровую машину, уникальная калибровка, позволяющая прокатывать рельсы за 7, а не за
9-11 проходов, как на заводах юга и центра Российской империи. Ведь заводская работа всегда для него была «полна поэзии, увлечения, идеалов».
В 1928 году был построен цех рельсовых скреплений, производство рельсов было прекращено. Из архивных документов этого года удалось узнать сортамент продукции того периода прокатного цеха: балочное (№ 16, 20, 23, 26, 30) и швеллерное железо (№ 18, 24), накладочное и подкладочное железо.
Во все времена в прокатном цехе работать было трудно и тяжело. Чтобы обеспечить план и нормы выработки в военный период, люди себя не жалели. Как показал анализ актов несчастных случаев, связанных с производством периода 1941-1945 годов, часто в прокатном производстве у «молотобойцев» были резаные раны, ушибы, ожоги и даже травматические ампутации. И когда знаешь это, особо остро понимаешь, что стоѝт за словами «успешное выполнение производственного плана».
В газете «Салдинский рабочий» от 22 января 1942 года читаем:
В другом номере «Салдинского рабочего» этого же года за сентябрь вновь появляется информация о прокатном цехе:
Смена тов. Чернова сразу же подкрепила своё обязательство делом. Это лучшая смена цеха, выполнившая задание за
17 дней сентября на 120 %».
Прокатный цех успешно работал во все последующие послевоенные десятилетия.
Очень интересна и уникальна рукопись-воспоминания Фёдора Ивановича Игнатьева, мастера реверсивной паровой машины «Эрхард и Земмер»:
С 1960 года руководство завода обращалось в Министерство чёрной металлургии СССР с письмами о сильном износе паровой машины по причине её эксплуатации с 1901 года. Но лишь 14 февраля 1967 года был издан Приказ по Министерству о замене на Нижнесалдинском заводе паровой машины стана-800 на электродвигатель. Был разработан и утверждён проект капитально-реконструктивного ремонта прокатного цеха.
Реконструкция проводилась в два этапа. Первый – постройка нового здания машинного зала, второй – остановка цеха, демонтаж старого и монтаж нового оборудования.
Начальником капитально-реконструктивного ремонта был назначен главный механик завода Леонид Иванович Замураев.
13 сентября 1975 года в 8 часов 30 минут пятиминутным гудком паровая машина «Эрхард и Земмер» оповестила о прекращении своего существования и о начале капитально-реконструктивного ремонта.
За 58 суток была проведена колоссальная работа – фактически смонтирован новый прокатный цех. В этой реконструкции было задействовано несколько тысяч человек, множество подрядных организаций. В цехе демонтировали 1 200 тонн оборудования, взорвали и вывезли около 5 000 м3 старых фундаментов и скальных пород. Затем был выполнен монтаж нового прокатного стана-800, электродвигателя, раскатного поля. Для этого потребовалось залить 2 500 м3 бетона, смонтировать 1 300 тонн нового оборудования!
Цех живёт и развивается, меняется и модернизируется оборудование, обновляется коллектив, но неизменным всегда остаётся одно – качество продукции.
Наиболее продолжительно, 31 год, руководил прокатным цехом Виктор Николаевич ПУТИЛОВ.
В 1953 году он окончил Нижнетагильский металлургических техникум и был направлен на Нижнесалдинский завод. В прокатном цехе работал в должности газовщика, старшего газовщика, мастера смены, начальника газопечного хозяйства, заместителя начальника, а с 1965 года был назначен начальником прокатного цеха.
Все ветераны, знавшие и работавшие с Виктором Николаевичем, отмечают его высокую техническую грамотность, деловой и выверенный подход к решению производственных вопросов, профессионализм, требовательность, умение творчески сплотить коллектив для достижения поставленных целей.
Учеником Виктора Николаевича и его последователем является Александр Андреевич Винокуров, начальник прокатного цеха НСМЗ с 1999 года.
Всегда доброжелательный, Александр Андреевич рассказал о жизни цеха, его сегодняшнем дне после пережитой чрезвычайной ситуации:
На текущем этапе своего развития прокатный цех НСМЗ выпускает профильную полосу для: подкладок раздельного скрепления типов КБ-65, КБ-50, КД-65,КД-50; подкладок костыльного скрепления типов Д-65, Д-50, СД-65, СД-50, ДН-65; подкладок типа ЖБРМ; производства накладок Р65. В современном сортаменте также есть и рейки зубчатые модуля 24 мм. В 2020 году общий прокат продукции составил более 67 000 тонн. Во все времена прокатный цех был примером труда, профессионализма и качества продукции. И сегодня, в такой невероятно трудной ситуации, сотрудники работают как всегда слаженно и оперативно, чтобы вновь каждый день шёл нагрев слитков, изготовление полосы и множилась слава Нижней Салды!
комментариев